Андрей - один из двенадцати апостолов (брат Петра), день памяти которого отмечается 30.11. Андрей был первым призван Христом в число апостолов, поэтому в православной традиции его называют Андрей Первозванный. Согласно легенде, он проповедовал христианство балканским народам и скифам, благодаря чему стал впоследствии считаться патроном православия (и покровителем русской церкви).
Народный культ апостола Андрея известен всем славянам, но по характеру обрядности выделяются две самостоятельные традиции: почитание Андрея как покровителя брака, олицетворения мужского начала (в соответствии с греческой этимологией его имени «Андрос», т.е. мужчина), и как повелителя диких зверей (медведей и волков). В первой традиции определяющими оказываются матримониальные мотивы (приметы и гадания, связанные с замужеством), наиболее заметно выраженные в обычаях славян-католиков и униатов. Во второй традиции, наиболее типичной для южных славян, актуальны ритуалы, направленные на защиту от волков и медведей.
У западных и восточных славян в народном культе святых Андрей. почитался как олицетворение мужского начала и покровитель брака, поэтому Андреев день считался удачным временем для гаданий о замужестве. Андреевские гадания в целом сходны со святочными: в ожидании вещего сна девушки ставили под кровать миску с водой, ’подкладывали под подушку щепотку кутьи (или зеркало, пояс, мужскую шапку, щепку, взятую со двора своего избранника, и т.п.); выбегали во двор, обхватывали колья забора (или приносили в дом охапку дров) и считали их: парный счет предвещал замужество; трясли забор или дерево и по доносившимся звукам пытались угадать будущее; срезали ветки фруктовых деревьев и ставили их в воду: распустившаяся к Рождеству ветка сулила вступление в брак. У белорусов и украинцев девушки «сеяли» семена льна или конопли в доме (под столом или у порога, вокруг кровати), либо выскакивали в одной сорочке во двор и сыпали зерна вокруг хаты или под окнами, у колодца и при этом приговаривали: «Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду сбирати» (варианты: «свадьбу играти», «под венцом стояти»). Разбросанные семена «боронили» фартуком, юбкой, мужскими штанами и затем уходили спать, ожидая вещего сна.
В селах украинского Полесья к Андрееву дню была приурочена молодежная игра, называемая «Калита» (или «Калиту кусать»): специально испеченный для игры корж подвешивали на шнурке к потолку; играющий верхом на кочерге должен был «подъехать» к висящему коржу и без помощи рук откусить кусок; если он при этом смеялся (вопреки запрету), ведущий мазал его по лицу сажей, глиной.

Андреев день считался праздником, с которого начинается зимний цикл календаря (в католической традиции это первый день предрождественского поста). По карпатским верованиям, ночь перед св. Андреем — время разгула нечистой силы, когда особенно опасны ведьмы, отбирающие молоко у коров; защищаясь от них, гуцулы жгли на возвышенных местах «андреевские костры». Утром Андреева Дня в карпатских селах хозяева поджидали первого гостя мужского пола, называемого полазником.
В украинских селах восточной Словакии ранним утром Андреева дня ходили по домам мальчики с пожеланиями, чтобы у хозяев хорошо неслись куры. Иногда один из таких поздравителей рядился «Андреем»: он появлялся в большой шляпе, с мешком за плечами и с палкой в руке. Словацкие девушки собирались группами и обходили с поздравительными песнями те дома, в которых жили мужчины по имени АНДРЕЙ. Бывало, что они носили с собой соломенное чучело, называя его «Андришко»; посещая дома, они делали вид, что подбирают для него «невесту», а затем разыгрывали с чучелом шуточную свадьбу.
У православной части южных славян св. Андрей почитался как хозяин и повелитель диких зверей. В западной Болгарии и восточной Сербии Андреев День назывался «Медвежий день». Утром этого дня хозяйки варили кукурузу и бросали вареные зерна в дымоход со словами: «Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не трогал растущую в поле и не задирал людей и скот». Несколько початков относили в кукурузное поле, чтобы медведь не портил посевы. В восточной Сербии накануне Андреева Дня хозяйки оставляли три вареных початка на плодовом дереве или на крыше дома, во дворе на поленницах дров — как «ужин медведю». В этот день запрещалось чинить или шить новую обувь, «чтобы не задавил медведь»; ходить в лес, чтобы не встречаться с медведем. В центральных и западных районах Сербии, в Боснии то же самое делали для защиты от волков. С этого дня запрещались все прядильно-ткацкие работы, гребни складывались вместе, «чтобы у волков была закрыта пасть»; не разрешалось сновать и мотать нитки, «чтобы звери не мотались возле загонов для скота»; строго соблюдался запрет на всякое рукоделие (шитье, вязание), «чтобы не схватил медведь» и т.п. В течение всего рождественского поста не плели веревок, не строили изгородей, «чтобы волки не задирали скот».
В эту же ночь накануне Андреева дня молодежь устраивала обрядовые бесчинства: выкрадывала из чужих дворов хозяйственную утварь, затыкала соломой трубы и др. В Словацких Татрах молодые люди приближались к домам, где жили парни по имени АНДРЕЙ, и разбивали о двери старые глиняные горшки.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика