Апокрифы (греч. «тайный», «скрытый») — тексты, не признаваемые христианской церковью каноническими (мартолой).
АпокрифыАпокрифы составили сложную жанровую систему. Помимо собственно ветхозаветных («видения», повествования о сотворении мира, о библейских царях и пророках) и новозаветных (протоевангелия, повести на евангельские сюжеты —  «евангелия», апокрифические деяния и послания апостолов, откровения или видения, апокалиптические сказания). К Апокрифам принято относить и различные жития, послания, молитвы, вопросы и ответы, гадательные книги. В ряде Апокрифов эти жанры не всегда четко различаются. Апокрифы - молитвы и гадательные книги оказали немалое влияние на славянские народные представления, а новозаветные и ветхозаветные Апокрифы оставили значительный след в славянском народном творчестве.
Двойственное положение Апокрифов в системе церковнославянской литературы и их связь с фольклором способствовали их популярности и живому обращению в славянской среде: конфессиональные различия и еретические движения (богомильство) не препятствовали широкому распространению апокрифических текстов, а в конкретных условиях (например, в богомильской среде), вероятно, даже укрепляли авторитет Апокрифов
Славянские Апокрифы — в основном переводные с греческого, изредка с латинского и древнееврейского. Среди новозаветных Апокрифов — «Хождение Богородицы по мукам» — Апокриф, ярко отраженный в духовных стихах и др. фольклорных жанрах; «Евангелие от Фомы» (или евангелие детства Христова), обиходы и учения апостолов (деяния ап. Петра и Павла, ап. Андрея, Матфея, Фомы и др.); легенды о Христе (Христос — иерей, пахарь, целитель, мальчик-раб) и др. Из ветхозаветных Апокрифов были распространены: «Сказание об Адаме», «Книга Еноха», «Откровение Варуха», «Житие Моисея», «Лествица», «Заветы 12 патриархов» и др. Не позднее первой половины 13 в. на Руси была переведена с древнееврейского группа Апокрифов талмудического происхождения (о Ноевом ковчеге, о царе Соломоне и Китоврасе), вошедшая в «Толковую Палею».
Особые группы составляют эсхатологические сказания («Вопросы Иоанна Богослова», «Вопросы Авраама», «Откровени Мефодия Патарского» и др.) и апокрифические мучения (Федора Тирона, Георгия, Никиты, Игнатия, Ирины и др.). Тексты мучений, особенно жития св. Георгия, оказали сильное влияние на славянские духовные стихи и легли в основу ряда устных легенд. Лишь с незначительными изменениями перешел в духовный стих апокриф о почитании 12 пятниц в году, известный и в фольклорной традиции Полесья. Апокриф «Иерусалимская Эпистолия», трансформировавшись в «Святое письмо», дошел до настоящего времени.
Особый вид Апокрифов составляют вопросы и ответы («Беседа Трех святителей», «Разумник», «Слово Господа Иисуса Христа», «Вопросы св. Ефрема», «Сон царя Иоаса», Толковая литургия), содержащие элементы средневекового и занимательного богословия, природоведения, географии и народоведения, представленные нередко в символах.
Значительное влияние на славянское устное народное предание оказали Апокрифы - молитвы и Апокрифы — гадательные книги. Апокрифические молитвы фактически являются заговорами с типичными для Апокрифов мотивами и персонажами (Адам и Ева, Авраам, Христос, апостолы, архангелы, святые), изгоняющими нечистую силу (беса, 12 трясавиц, ведьм и др.), направленными против лихорадки, болезненного жара, ревматизма, кровотечения из носа, зубной боли, ветра, грома, дождя и бури, вредных насекомых, укуса змеи, бешеной собаки или волка, неправедного суда, дурного глаза, дьявола, нежити и т.п. Некоторые из них содержались в требниках и молитвенниках 15—17 вв., в том числе печатных (сербские и венецианские издания).
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика