Бесчинства - форма ритуального поведения ("антиповедение"), характерная для ряда календарных и семейных обрядов, проявляющаяся особенно во время обходов ряженых (на святки, масленицу и др.), ночных бдений (вокруг купальского или пасхального костра, в ожидании "игры солнца") и др. молодежных обрядов и сборищ. Элементы Бесчинств встречаются в свадебном и погребальном обрядах, при проводах в армию. Бесчинства в той или иной степени характерны для всех славян, но наибольшее распространение и наиболее устойчивые формы получили в обрядности восточных и западных славян. Как правило, Бесчинства совершает мужская часть молодежных групп, но возможны и ответные действия девушек - на следующую ночь или в следующий праздник.
Состав действий, относящихся к Бесчинствам, стереотипен: тайный вывоз или вынос со двора пахотных орудий (борон, сох, плугов), транспортных средств и их деталей (телег, саней, лодок, гачек, оглобель, колес и т.п.), домашней утвари (ручных мельниц, мялок, ступ, ульев, бочек, корзин, лавок, лестниц и т.п.), дров, старой одежды, обуви, соломы, пряжи и т.п.; перемещение этих предметов на чужой двор, на дорогу, на перекресток, за село, в поле, к реке, в лес, на гору, на кладбище, в овраг, в реку, в прорубь, в колодец; затаскивание их на крышу, на дерево, на колодезный журавль; переворачивание, опрокидывание, разбрасывание, разрушение, разламывание, разбирание на части, иногда сжигание плугов, телег, разваливание поленницы дров, стогов сена, сваливание заборов, снятие ворот, калиток; заваливание, подпирание, замыкание, завязывание дверей, ворот; затыкание, закрывание трубы (стеклом, соломой, тряпками); замазывание окон, стен, ворот, калиток, дверей, дверных замков дегтем, сажей, мелом, глиной, грязью, нечистотами; возведение преград на улице, на дороге в виде баррикад из краденых вещей; возведение преграды путем "снования", натягивания ниток поперек улицы, дороги, от дома к дому; выведение из хлевов скотины, привязывание ее к дверям дома, угон со двора; пугание шумом (битье в косы, сковороды, кастрюли, "молотьба" цепами под окнами, привязывание к дверям колотушек, трещоток и т.п.), чучелами, пугалами и др. Деструктивный характер, время и место совершаемых действий, а так же типичные мотивировки (отогнать, напугать ведьму, преградить пути нечистой силе и т.п.) сближают Бесчинства с другими обрядами проводов, отгона и символического уничтожения нечистой силы.
Бесчинства приписываются также персонажам нечистой силы (домовому, русалкам и др.)
Объектом или адресатом Бесчинств бывают либо соседи, либо девушки на выданье, не вышедшие замуж или отказавшие женихам, не вышедшие на гулянье и т.п. В первом случае Бесчинству придавалось магическое охранительное и продуцирующее значение: потерпевшие не только не обижались на молодежь, но, напротив, сочли бы себя оскорбленными, если бы их обошли. Наутро после Бесчинства хозяева собирали похищенные вещи по всему селу или извлекали их из кучи нагроможденных предметов. Во втором случае Бесчинства приобретали ярко выраженный матримониальный характер: ворота снимали во дворе девушки и относили на двор ее кавалера; нитки или пряжу натягивали между домом девушки и парня и т.п. Этот вид Бесчинств характерен главным образом, для западных славян, карпатской, отчасти, полесской и севернорусской зоны. Иногда адресатами Бесчинств выступали поочередно девушки и парни.
В обрядности западных славян Бесчинства связаны преимущественно с новогодним кануном (реже с рождественским сочельником, кануном Андреева дня, дней св. Екатерины, св. Люции), в меньшей степени с масленичным циклом (обычно канун Пепельной среды), иногда со средопостьем (Польша), кануном 1 мая
(днем свв. Филиппа и Якуба). У восточных славян новогодние Бесчинства особенно характерны для Украины и Русского Севера. Преимущественно летом совершались Бесчинства в Белоруссии (в ночь на Ивана Купалу) и в южнорусской зоне (на Петров день), реже на масленицу.
У южных славян свидетельства о Бесчинствах крайне скудны. Некоторые элементы Бесчинств присутствуют в масленичных обходах ряженых (например, заваливание дверей дровами в отместку хозяевам за недостаточно щедрое угощение — западная Босния), хотя преобладают другие формы «забав»: стук, грохот, шум, борьба и драки, фривольные шутки, задирания, воровство (главным образом, еды из дома) и т.п. Наибольшую близость к восточно- и западнославянским Бесчинствам обнаруживают севернодалматинские обычаи, приуроченные к кануну 1 мая, когда парни ходят по селу, крадут все, что им попадается (прежде всего орудия труда, повозки и т.п.), переносят предметы из одного двора в другой.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика