Богородица, Богоматерь, Матерь Божья, Дева Мария — в церковной традиции наименования Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа. Имя «Богородица» известно у всех православных славян. Постоянный эпитет БОГОРОДИЦЫ у православных славян Пресвятая, Пречистая, заменяющий иногда ее имя. Народный культ БОГОРОДИЦЫ отличается от церковного большей приземленностью. БОГОРОДИЦА выступает как защитница от бед,  нечистой силы, напастей и страданий. Она -  небесная заступница, отзывчивая, милосердная и участливая. Поэтому к ней нередко обращаются в молитвах,  заговорах, заклинаниях. БОГОРОДИЦА — излюбленный персонаж народных легенд, имеющих нередко книжный апокрифический источник.
БОГОРОДИЦА считается покровительницей рожениц, что обусловливается мотивом материнства БОГОРОДИЦЫ (Матери Божьей) и этимологической связью слов «Богородица» и «роды». У сербов при родах обращаются к БОГОРОДИЦЕ с просьбой о помощи или омывают водой икону с изображением БОГОРОДИЦА и дают эту воду пить роженице. Чтобы облегчить роды, в Сербии женщину на сносях заранее опоясывают веревкой, которая провисела в церкви у иконы БОГОРОДИЦЫ всю ночь. У болгар сразу после родов повитуха кадит подле роженицы, ребенка и молодок, чтобы они рожали, и затем переламывает обрядовый хлеб со словами: «Ну, святая Богородица, у кого нет — пусть будет, а у кого есть, пусть повторится» (речь идет о детях). Сразу после рождения ребенка (реже на следующий день) болгары месят тесто для обрядового пирога и зовут его «богородична пита». Сербки, страдающие бездетностью, молятся на коленях перед иконой или фреской БОГОРОДИЦЫ, соскребают с нее краску, растворяют в воде и пьют ее, чтобы зачать. У болгар в Родопах близ Смоляна день Симеона и Анны (03.02) называется «Божья майка». В этот день бесплодные женщины, желающие забеременеть, пекли большой кукурузный пирог, разламывали его и давали соседям.
С культом Богородицы у южных славян связаны легенды и ряд запретов в предрождественский период, когда «Богородица мучилась Христом». Поэтому сербы в Боснии в Сочельник не поют, а македонки в р-не Велеса на святки не занимаются женским рукоделием. С БОГОРОДИЦЕЙ и рождением Христа связаны и болгарские колядные мотивы и легенды о деревьях, в т.ч. об осине. БОГОРОДИЦА искала в лесу чистое место для люльки с новорожденным Христом и нашла золотой граб, благословила его и повесила люльку. Все деревья поклонились БОГОРОДИЦЕ, кроме ясеня, и она его прокляла, как прокляла и осину (болг. «трепетлика») за то, что та продолжала трепетать, когда все деревья замерли. Замерли и все птицы, кроме кукушки, которая тоже была проклята Богородицей. Аналогичные легенды известны в сербском и македонском фольклоре.
В русской народной традиции культ Богоматери сближается и сливается с культом матери - земли . Поэтому в некоторых зонах и начало сева связано с культом БОГОРОДИЦЫ. В Забайкалье при этом зажигали свечи у икон и трижды читали молитву БОГОРОДИЦЕ. Прямая связь культа БОГОРОДИЦЫ с мотивом рождения, плодоношения и изобилия обнаруживалась в обряде выноса запрестольного креста и иконы БОГОРОДИЦЫ в первый день Пасхи в крестьянские дворы. Икону БОГОРОДИЦЫ ставили в лен и сыпали ей «в глаза» горсть овса. К БОГОРОДИЦЕ обращаются для оберега молочного скота, напр. на Ивана Купалу, день разгула нечистой силы: «Если не закрыть корову в стайку с иконой БОГОРОДИЦЫ, а двор не обойти с воскресной молитвой и не закрыть с нею нее ворота, корову обязательно испортят, и она начнет доиться кровью» (старообрядцы Забайкалья).
Народное почитание БОГОРОДИЦЫ связано с т.н. «богородичными праздниками» — Благовещением, Рождеством Пресвятой БОГОРОДИЦЫ, Введением во храм Пресвятой БОГОРОДИЦЫ, Успением БОГОРОДИЦА. В некоторых р-нах Польши (у кашубов, в Подгалье и др.) эти праздники назывались именем БОГОРОДИЦА и соответствующим сезону или хозяйственному периоду эпитетом, напр. «Травяная» (15. VIII), «Посевная» (8. IV), «Ручейная» (25. III) и т. п. По северорусским легендам, БОГОРОДИЦА на Пасху «ходит по земле»; по белорусским легендам, ее можно увидеть плачущей в предвестье какой-либо беды. БОГОРОДИЦА — заступница детей на этом и на том свете. По русским верованиям, мать, «заспавшая» своего ребенка, должна была несколько ночей подряд одна молиться в церкви в очерченном кругу. Тогда в первую ночь БОГОРОДИЦА показывала матери ее ребенка, находящегося в крови, во вторую ночь крови становилось меньше и так далее до полного очищения.
В восточнославянской, особенно русской традиции ярко выражены празднования дней памяти прославленных икон БОГОРОДИЦЫ — Казанской (8.07), Смоленской (28.07), Владимирской (23.06), Тихвинской (26.06) и др. Эти праздники относились к «страдной» поре крестьянских летних работ, а Казанская БОГОРОДИЦА — к грозовой поре лета, поре окончательного созревания ржаного поля.
Многие народные легенды о БОГОРОДИЦЕ связаны с апокрифами. У сербов в Боснии есть поверье, что из свечей, поставленных перед иконой БОГОРОДИЦЫ за души покойников, БОГОРОДИЦА плетет сеть для их извлечения из ада и перемещения в рай. Украинки Галиции в конце 19 в., вытаскивая коноплю из воды, бросали по течению одно перевясло конопли для БОГОРОДИЦЫ. Из такой конопли БОГОРОДИЦА выпрядает нитки и делает сеть, которую затем забрасывает в адское пекло и вытаскивает оттуда не очень грешные души. По одной из болгарских легенд, Божа майка заснула, но затем ее разбудил св. Петр, чтобы показать ей чудо, как спасенные молитвами грешники переходят в рай по тонкому конопляному волокну. Легенды эти близки к апокрифу «Хождение Богородицы по мукам». К нему, вероятно, восходит и болгарское верование, что все грешные души в аду по просьбе БОГОРОДИЦЫ освобождаются от мук раз в году — от Страстного четверга до Троицы.
Другой известный апокриф «Сон Пресвятой БОГОРОДИЦЫ» используется почти у всех славян в виде амулета (список на листочке бумаги). Согласно сербской легенде БОГОРОДИЦА перед рождением Христа видела сон, как небо переломилось пополам, а потом снова соединилось, а сама БОГОРОДИЦА после смерти вознеслась на девятое, высшее небо. Южнославянские духовные и эпические стихи содержат мотивы и сюжеты о том, как БОГОРОДИЦА помогает женщине во время родов, пестует ребенка, заключенного в темницу, кормит грудью осиротевшего младенца, восседает со святыми за райской трапезой и т. п. Подобные мотивы присущи и фольклору др. славянских народов.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика