Бык — в народной традиции особо почитаемое животное, воплощение силы; жертвенное животное.
В южнославянской космологии БЫК (иногда буйвол или вол) - опора земли. В Сербии полагали, что земля держится на четырех БЫКАХ — черном (на западе), сивом, соловом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке). Быки, стоя в густой желтой воде, пьют ее и ею насыщаются, но они стареют и слабеют и однажды у них подкосятся ноги, тогда земля даст трещины, желтая вода проникнет в них, и будет всемирный потоп. Подобные верования известны алтайским, мусульманским, древнеиндийской традициям.
БЫК как жертвенное  животное известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской и Орловский губерниях. Собирая в праздник: (Ильин день или др.) мужскую скотоводческую братчину (пир), закалывали БЫКА, который выкармливался всей общиной, съедали его или раздавали его мясо и сохраняли кости, которые якобы приносили удачу. Олонецкие охотники и рыболовы верили, что кость «ильинского» (т.е. зарезанного для сакральной трапезы в Ильи день) быка утраивает добычу. Те же олонецкие мужики стремились на пиру захватить кусок бычьего мяса с костью, «чтобы захватить счастье», ибо с тем, кто имеет Ильинскую кость, всегда пророк Илья. Жертвенный БЫК «красного цвета» обеспечивает (через пророка Илью) ясную погоду во время жатвы и сенокоса. На Орловщине кости «оброшного» («обещанного») быка после братчины закапывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме».
В селах вокруг Кирилло-Белозерского монастыря тоже приносили в жертву «обещанного» БЫКА: на храмовый праздник (Рождество Богородицы — 8. IX) у паперти закалывали БЫКА, варили его мясо и давали это мясо нищим, а остальной «обещанный» скот продавали мясникам, вырученные деньги шли в пользу церкви. В тот же день, по преданию, приходили прежде к церкви олени и прилетали утки, а из Вещозера выходили особой породы быки.
Костромском крае при болезнях и падеже скота устраивали «Микольщину» («величали Великому Миколе»). Для этого «обещали» новорожденного бычка растить до трех лет, чтобы затем заколоть его до праздника зимнего Николы и справить обед на всю деревню. На Нижегородчине обеденный пир — «Никольщина» — с поеданием трехлетнего БЫКА приходится на мясоед, глухую осень или раннюю весну. В восточной Сербии в Ильин день резали БЫКА, варили его в большом котле и съедал всем селом сообща на месте «Петикладенци», где было пять священных ключей-колодцев. У них люди умывались по пятницам и воскресениям и оставляли там деньги, на которые и покупался БЫК. В тот же день в Велесе (Македония) на «оброчном» месте собирались жители нескольких сел и после общей молитвы варили мясо быка. Болгары в понедельник, предшествующий дню св. Параскевы Пятницы (14.X), посреди села закалывали БЫКА, варили мясо и съедали за общей трапезой.
В Польше БЫК выступает как центральный персонаж троицких обрядов. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога венок из ветвей березы и гнали впереди стада; либо на БЫКА сажали чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд воловьей свадьбой. В Куявии БЫК, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня.
В славянских местных преданиях известны духи - охранители ключей, источников, колодцев и озер, являющиеся в виде БЫКА. Сербы в Метохии повествовали, что в с. Црна Врана на Подриме из глубокого источника выходил большой БЫК и нападал на сельских волов. Тогда кто-то из крестьян выковал железные наконечники, укрепил их на рогах своего вола, и вол забодал быка, после чего источник пересох на десять лет. Сербы верили, что БЫК охраняет клады, притом, «чтобы выкопать клад, надо принести в жертву своего БЫКА и зарезать его на месте закопанного клада». В Западной Украине записана быличка о полевике, охранявшем криницу, в виде летучего Быка, то бродившего около ключа, то исчезавшего.
БЫК — излюбленный персонаж святочного и масленичного ряженья. В Костромском крае была известна святочная игра в быка. Парень, держа горшок на ухвате (рога), приходил в избу, мычал около девок и махал головой, как бык. Его «продавали» и, когда сговаривались о цене, кто-то из толпы «убивал быка» — бил по горшку, разбивая его, и парень, изображавший быка, убегал вон из избы, а другие парни били заранее приготовленными соломенными жгутами девок, спрашивая: «С кем быка ела?»
По болгарским представлениям, БЫК недосягаем для нечистой силы, наряду с волком и медведем. С другой стороны, «нечистый» сам мог появляться в облике БЫКА, по поверьям сербов - лужичан (стада черных быков, бычки - телята), украинцев (два дерущихся бычка, бычок — «скотинка лесового бога», бык - полевик и т. п.). Первая туча перламутрового отлива, предвещавшая грозу и град, в Вологодском крае называется бык. О связи рогатого скота с небесной водной стихией см. Тучи.
В толкованиях снов: черный БЫК — неминуемая опасность, белый БЫК — болезнь, изнеможение (рус.). Древнейшее известие о жертвенном БЫК принадлежит Прокопию Кесарийскому (6 в.). Он сообщил, что славяне веровали в верховного бога громовержца, в жертву ему приносили БЫК и иных священных животных.
БЫК в славянских загадках — это месяц, солнце, день и ночь, небо и земля (рус. «Два быка бодутся — вместе не сойдутся»), потолок и пол, огонь и горшок (белорус. «Рыжы бык ды чорнага лiже») и др.
Древнейшее известие о жертвенном Быке принадлежит Прокопию Кесарийскому (VI в.). Он сообщил, что славяне веровали в верховного бога-громовержца, в жертву ему приносили Быков и иных священных животных.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика