+58 RSS-лента RSS-лента

марина

Администратор блога: Marina
как проводить святки
КАК ПРОВОДИТЬ СВЯТКИ.
          Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
          В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
          Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака.
          Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
          Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают...
          Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного».
          В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).
Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
святочные гадания
Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, по Крещение, празднуемое 19 января. Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми и своими корнями уходят во времена языческой Руси.
   Во время святочных и рождественских гаданий можно искать во всех предсказаниях только хороший смысл. Дурным знамениям не стоит придавать большого значения, иначе вы заранее настроите себя на неудачу в новом году.
  Рождественское гадание по лаю собак
   В полночь взять нож, выйти на улицу, подойти к сугробу и начать резать снег ножом, приговаривая: «Черт, черт, не молчи, черт, черт, подскажи, какой мне муж попадется, смеяться или плакать придется?».
   Произнеся слова заклинания, замолчать и внимательно прислушаться к лаю собак. Если раздастся злобный, отрывистый лай, значит, будущий муж будет строгий и угрюмый.
   Если же собаки будут лаять весело и заливисто, то и муж попадется веселый и добрый.
   Очень плохо, если во время гадания послышится собачий вой. Это говорит о том, что замужество будет недолгим и очень быстро молодая жена овдовеет.
Рождественское гадание на воске (свечах)
   Взять огарки восковых или парафиновых свечей белого цвета (праздничные цветные свечи для гадания не подходят), сложить в металлическую посуду, расплавить на огне и сразу же влить в емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура и будет предсказывать то будущее, которое ожидает гадающую особу.
Толкование фигур
    * Дом — в скором времени обзаведение новым хозяйством; для девушки это связано в первую очередь с ее замужеством.
    * Бесформенные развалины — несчастье в ближайшем будущем.
    * Яма, небольшая пещера или грот — самая нежелательная фигура, поскольку она символизирует место погребения и предрекает тяжелую болезнь или близкую смерть.
    * Деревья — их можно толковать по-разному: направленные вверх ветви дерева обещают скорую радость, поникшие — печаль, тоску и скуку.
    * Кольцо или свеча однозначно предрекают скорую свадьбу.
    * Блин, осевший на дно, наоборот, сулит долгое девичество.
Гадание на воске и молоке
   Налить молоко в блюдце и поставить на порог. Взять огарки восковых свечей, положить в металлическую посуду и растопить на огне, приговаривая: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска».
   Произнеся последнее слово заклинания, вылить воск в молоко и внимательно рассмотреть получившуюся при этом фигуру.
Толкование фигур
    * Крест — болезнь; если его очертания нечеткие, то в скором времени следует готовиться к череде мелких неприятностей, которые затронут все стороны жизни.
    * Распускающийся цветок — свадьба через год.
    * Животное — в близком окружении появился недоброжелатель.
    * Россыпь мелких звездочек — удача в делах.
    * Полоски с размытыми краями — поездка, командировка, переезд, путешествие.
    * Человеческая фигура — скорое появление нового друга.
Гадание по тени
   Взять газетный лист и хорошенько его смять (но не скатывать в плотный шар!). Положить смятую бумагу на тарелку и поджечь. Когда бумага полностью прогорит, поставить рядом с тарелкой свечу и посмотреть на тень, которую сгоревшая газета отбрасывает на стену. Значение возникших фигур аналогично толкованию восковых фигур.
Гадание по волосам
   В полночь налить в миску воду и добавить в нее щепотку золы, щепотку сахара и щепотку соли. Воду тщательно перемешать, а когда она «успокоится», бросить в нее два волоса: один — свой, а другой — любимого человека. Миску оставить до утра.
   Если наутро волосы переплелись между собой, то свадьба не за горами. Если же волосы находятся на некотором расстоянии друг от друга, значит, близок час разлуки.
   Утонувший же волос предрекает тяжелую болезнь, а возможно, и смерть того, кому он принадлежит.
Рождественское гадание по кольцу
   Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками (без рисунка и шлифовки), налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно почищенное. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, можно увидеть суженого. Только чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо надо довольно долго.
Гадание по полену
   Зайти в дровяной сарай, притворить дверь, чтобы в помещении было темно, и наугад выбрать полено. Принести его в дом и внимательно осмотреть: каким окажется золено, таким будет и будущий муж.
Толкование гадания
    * Полено ровное, с гладкой тонкой корой — муж красивый и молодой.
    * Кора толстая шероховатая — муж некрасивый.
    * Кора на полене местами ободрана или вовсе отсутствует — муж бедный.
    * Растрескавшееся полено — муж попадется старый, рябой, с физическим недостатком.
    * Большое полено — сильный, крепкий муж.
    * Сучковатое полено — семья будет большая: каждый сучок — это будущий ребенок.
   Если полена под рукой не оказалось, то заменить его может любое дерево в парке, сквере или лесу.
   Для этого надо завязать глаза, попросить кого-либо из знакомых «раскрутить» вас, как в игре «кошки-мышки», и только после этого отправляться на поиски «оракула».
   Все характеристики, которые были даны полену, будут справедливы и для дерева.
Гадание по яйцу
   Налить в стакан воду и вылить в нее белок сырого яйца. Стакан поставить в нагретую духовку, чтобы белок свернулся. После этого вынуть стакан и внимательно посмотреть на образовавшуюся фигуру.
Толкование фигур
    * Церковный купол или кольцо — скорая свадьба.
    * Прямоугольник или квадрат — тяжелая болезнь, смерть.
    * Корабль — переезд после замужества в другой город или страну.
    * Опустившийся на дно блин — череда невзгод и неприятностей, долгое девичество.
Гадание по туфле
   Выйти за околицу села, снять туфлю с левой ноги и через плечо бросить ее вперед носком. Куда носок повернется, оттуда и надо ждать сватов. Если же носок смотрит в сторону хозяйки туфли, то в следующем году свадьбы ей ждать не стоит.
Гадание по петуху
   Данное гадание коллективное, поэтому в Рождественский или Крещенский сочельник несколько девушек должны собраться в одной комнате и «пересчитаться». На полу следует рассыпать крупные зерна и ровно в полночь принести в комнату черного петуха. Его поведение и будет ответом на вопрос о будущем гадающих.
   Если петух склевал все зерна, то в следующем году замуж выйдет та, которая насыпала зерна.
   Если часть зерен все же осталась на полу, то замуж выйдет та, чей номер совпадет с числом склеванных зерен.
   Если петух вообще отказался от угощения, то ни одной свадьбы в следующем году не состоится и для всех присутствующих ближайшее будущее будет омрачено множеством мелких неурядиц и неудач.
Гадание "Колодец и мостик"
   Выдернуть несколько прутиков из обычного домашнего веника, построить из них мостик и положить его до утра под подушку со словами: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост».
   После этого ночью во сне девушка, скорее всего, увидит своего будущего мужа.
   Вместо прутиков можно использовать спички. Построить из них колодец и точно так же положить его под подушку со словами: «Суженый, ряженый, приди водицы напиться».
Гадание по скорлупе ореха
   Налить в таз воды. По краям таза прикрепить полоски бумаги, на которых написаны события, например свадьба, поездка, получение денег, новая работа и т. д. (если гадающая особа одна), или имена всех присутствующих, желающих узнать свое будущее. Во втором случае событие загадывается одно, в частности свадьба, помолвка, знакомство с будущим супругом и т.д.
   Взять половинку скорлупы грецкого ореха и закрепить в ней огарок церковной или именинной свечи. Свечу зажечь и подтолкнуть «кораблик» к середине таза. Оттуда скорлупа должна сама подплыть к одной из записок. Но загаданное сбудется только в том случае, если бумага при контакте с «корабликом» загорится от пламени свечи.
Рождественское гадание по книге
   В старину в качестве пророческой книги использовали Псалтырь — богослужебную книгу, содержащую библейскую книгу псалмов. Сейчас за неимением в доме Псалтыри можно взять томик любимого писателя — Пушкина, Лермонтова, Шекспира или любого другого.
   Для того чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, надо мысленно сформулировать его, загадать номер строки снизу или сверху и наугад открыть книгу. Ответ включает в себя не только загаданную строку, а весь смысловой отрывок, в который эта строка входит.
   Если найденный в книге ответ не поддается логическому толкованию, то гадание следует повторить.
Гадание на имя суженого
   Это раепространенное и популярное по сей день гадание наверняка известно всем.
   В полночь выйти из дома и у первого встреченного мужчины спросить, как его зовут. Это имя и будет именем суженого.
Рождественское гадание с зеркалом
   Гадание с зеркалом на Святки считалось самым верным, но одновременно и самым опасным, в процессе которого гадающая девушка или женщина нередко лишалась чувств.
   Дело в том, что зеркало, по древним поверьям, представляет собой границу, разделяющую реальный мир и мир духов. С этим связано множество примет и обычаев. Так, например, по одному из них, разбитое зеркало непременно сулит скорую беду. Несчастье случится и в том случае, если во время грозы посмотреться в зеркало. Кстати, большая часть «худых» примет связана именно с отражением в зеркале. Женщине категорически запрещалось смотреться в него в те моменты своей жизни, когда она легче всего могла нарушить невидимую границу между миром живых и миром мертвых: при беременности, после рождения ребенка и весь послеродовой период, когда она считалась «нечистой».
   В настоящее время изменилась технология производства зеркал: вместо серебряного покрытия используют свинцовое, которое обладает очень короткой «памятью» и вследствие этого менее агрессивно. Однако до сих пор старые, люди не рекомендуют подносить к зеркалу новорожденного из страха, что его неокрепшая душа может раздвоиться и ребенок превратится в злобного колдуна или кровожадного вампира.
   Однако зеркало может служить и мощным оберегом. Отразившаяся в нем нечистая сила тотчас теряет свою магическую силу и навсегда утрачивает способность причинять зло людям.
   Гадать с зеркалом лучше всего в бане, в нечистом месте, и в полночь, когда граница, обозначенная зеркалом, наиболее проницаема. Гадающая должна быть в помещении совершенно одна, распустить волосы и снять пояс, если таковой имеется. На стол надо поставить два столовых прибора, зеркало и свечу. Затем гадающая должна сесть перед зеркалом и сказать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать».
   Ровно в полночь она увидит мужчину, заглядывающего ей через плечо. После того как гадающая рассмотрит его лицо, она должна быстро произнести заклинание-оберег: «Чур сего места!». После этих слов образ мужчины исчезнет, а гадающая окажется вне опасности.
   Разновидностью данного гадания является обряд с двумя зеркалами, которые ставят друг напротив друга так, чтобы они повторяли свои отражения. Одно из зеркал надо поставить на стол с двумя свечами по бокам. В полночь зажечь свечи, раздеться, сесть на стул между зеркалами и внимательно вглядываться в свое отражение. Если зеркала поставлены правильно, то отражения образуют длинную галерею, в которой и должен возникнуть образ суженого.
"Разбитые сердца"
   Это гадание скорее похоже на игру, поэтому оно прекрасно подходит для дружеских рождественских и святочных вечеринок.
   Для его проведения необходимо вырезать из картона фигурки в виде сердец. Причем по количеству их должно быть в два раза меньше, чем гостей, приглашенных на вечеринку. Каждое из сердец надо «разбить», то есть разрезать на половинки самым замысловатым образом, четко обозначив мужскую и женскую. Затем части тщательно перемешать и вручить каждому гостю при входе с пожеланием отыскать свою половину.
Рождественское гадание на любовь
   Это гадание для одиноких, но страстно желающих встретить настоящую любовь. В полночь подойти к ближайшей церкви и 12 раз обойти вокруг нее. Считается, что этот ритуал разрушает одиночество и способствует появлению новой любви.
Гадание по пламени
   Только цыгане, ведущие кочевой образ жизни и вынужденные многие часы проводить у костра,могли придумать такой способ гадания. Он одновременно очень простой и очень сложный, поскольку вглядывающийся в пламя должен обладать хорошим воображением и отчасти философским складом ума, а также богатым жизненным опытом, чтобы в пляшущих языках костра прочитать предначертанное судьбой.
   В пламени одного и того же костра будущее могут увидеть одновременно несколько человек, ведь каждый узрит в нем свое, предназначенное только ему пророчество.
   Лучше всего использовать гадание по пламени для себя, поскольку в этом случае оно будет предельно точным и менее сложным.
   Если же гадание выполняется для кого-то другого, то человека надо посадить слева от себя и «настроиться» на него. Для этого взять его правую руку обеими руками и подержать так несколько секунд. После этого пристально вглядеться в пламя и попытаться увидеть там пророческие знаки, символизирующие события, ожидающие человека в будущем.
   Бывает, что никаких реальных образов, способных приоткрыть завесу над тайной бытия, так и не возникает. В подобном случае цыгане говорят, что человека в жизни ждут большие перемены, только пока трудно определить, хорошие или плохие.
Рождественское гадание на ноже
   Для этого вида гадания цыгане используют круглую деревянную доску диаметром около 30 сантиметров для резки хлеба. Если доски такого размера под рукой нет, то можно взять поднос или вырезать круг из картона. По краям круга написать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:

    * «Да»,
    * «Нет»,
    * «Наберитесь терпения»,
    * «Осторожно: рядом с вами враг, скрывающийся под маской друга»,
    * «Хорошее известие»,
    * «Любовное послание»,
    * «Удача в предпринятом деле»,
    * «Нержиданный гость»,
    * «Любовь»,
    * «Сегодняшние слезы завтра обернутся радостью»,
    * «Неожиданное известие»,
    * «Новая любовь»,
    * «Неожиданная встреча»,
    * «Путешествие»,
    * «Важное письмо».
   В центр круга положить обычный кухонный нож и мысленно сформулировать вопрос. Повернуть нож вокруг своей оси три раза. Одно из трех сообщений, на которое будет показывать острие ножа, и станет ответом на заданный вопрос. Два других могут быть причиной или следствием предсказанного события.
   Если после вращения острие ножа остановится на равном расстоянии от двух сообщений, гадание нужно повторить.
Гадание на иглах
   На блюдце или тарелку положить 21 иглу, которыми ни разу не шили, и медленно залить в посуду воду. Под действием воды яглы изменят свое первоначальное положение; по сложившейся картинке можно сулить о ситуации, в которой находится гадающая особа. Так, количество крестов,, образуемых иглами, указывает на число недоброжелателей или враждебных сил, действующих против гадающей особы в текущем месяце.
   Также существует еще один вариант гадания на иглах.
   Сделать из иглы маятник. Для этого продеть в нее красную шелковую нитку длиной примерно 75 сантиметров, сложить ее вдвое и завязать узелок на конце.
   У гадающей особы взять монету (раньше обязательно брали серебряную) и положить ее на стол. Сесть за стол, поставить на него локоть, взять иглу-маятник пальцами за кончик нитки и направить острие иглы в центр монеты.
   Гадающая особа задает вопрос, ответом на который являются слова «да» или «нет», и внимательно смотрит на маятник. Если игла стоит на месте без движения, ответа на вопрос пока нет, если она начинает двигаться в продольном направлении, ответ утвердительный, если в поперечном — отрицательный. Если же маятник совершает круговые движения, вопрос зе ясен и следует сформулировать его более точно.
Характеристика Святок
Святки
Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником.
Святки (зимние) — период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день.
История
Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.
Народные гуляния на Святках.
Запрет на вечернюю работу касался всех, его нарушителям выказывалось неодобрение всем деревенским обществом. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.
Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.
Обряды
Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.
Во время святок молодежь устраивала игрища.
Во время святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Развлечения и игры этого периода носили ярко выраженный эротический характер. Кроме того, в Крещение в больших селах проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб. В обрядности так называемых страшных вечеров, то есть во вторую неделю святок, после Васильева дня, с особенной силой развивалась тема прихода в мир людей умерших «родителей», а также разного рода нечисти.
В рождественский сочельник на деревенских улицах Центральной и Южной России около каждого дома жгли костры из соломы, навоза, чтобы «погреть родителей», якобы приходивших в деревню к своим потомкам. В некоторых деревнях средней полосы Европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. «Родителей» приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения.
На стол для них ставили кутью из распаренных зерен пшеницы и ягод, овсяный кисель и блины, то есть блюда, характерные для поминальных трапез. Верили, что «родители», обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье, а также в играх, характерных для святочных вечерок. Магические действия по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны для второй недели святок, ближе к Крещению. В эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спряталась нечистая сила, его выносили подальше от деревни.
Дома и хозяйственные постройки окуривали ладаном и окропляли святой крещенской водой, на дверях и воротах ставили мелом кресты; обходили с топорами скотину, выпущенную хозяевами в Крещение из хлевов на улицу. К крещенскому сочельнику и Крещению приурочивались обряды проводов умерших предков и изгнания нечистой силы. Это могло проходить по-разному. Например, в некоторых губерниях парни выгоняли нечистую силу громкими криками, размахивая метлами и ударяя кнутами по заборам. Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.
Календарь святочных дней
    * 6 января — Сочельник.
Нельзя спорить, ругать детей. Нужно помириться со всеми, с кем вы были в ссоре.
    * 7 января — Рождество.
После праздничной службы в церкви дозволено колядовать: ходить по домам группами и петь коротенькие песни — колядки. За это хозяева должны одаривать колядующих гостинцами.
    * 18 января — Крещенский Сочельник.
На Водосвятие на речке вырубается прорубь — иордань. Освящается вода.
    * 19 января — Крещение Господне.
В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.
Святые, или Страшные, вечера
…Наступает вечер перед днем Рождества Христова, рождественский Сочельник (или Сочевник). Тьма сгущается и спускается на землю, покрывая своими тяжелыми тенями снега бело-пушистые. И вот, вспыхивает на востоке ярко-трепетным светом первая звезда. Ее-то и ждут — не дождутся, поскольку теперь только можно сесть в этот день за трапезу, веруя, что загорелась та самая звезда, что возвестила когда-то волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Поскольку продолжается еще рождественский пост, еда не обильна, но особенна и традиционна: на столе — сочиво (или кутья), сваренная на меду каша из ячменя, пшеницы или риса с изюмом, а также взвары — вареные на меду сушеные яблоки, груши и сливы, оладьи медовые да пироги постные. (А впереди еще две кутьи — под Новый Год и под Крещение). В каждом доме пекли к этому дню фигурное печенье из пшеничной муки — фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. (Каких-нибудь десять лет назад автор лично наблюдал, как это делают в деревнях по берегам Белого моря). Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы прохожие их видели, а также рассылались в подарок родным. Хранили их до Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.
С самого Сочельника до 1 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).
Еще ночью начинают колядовать. «Коляда» (или «коледа») — слово загадочное, и по сей день нет ему ни одного надежного объяснения. Дело в том, что в разных областях России народ придавал этому слову самые различные понятия. Так, на севере называют колядою сам рождественский Сочельник, а колядованием — обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями. В Новгородской области колядой называют подарки, получаемые при хождении по дворам. На юге называют этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. У белорусов «колядовать» означает — Христа славить. Если же обмолвится этим словом житель Смоленщины, в его устах оно имеет значение «побираться, просить милостыню».
Как бы то ни было, но ходили по дворам — колядовали на Святки — повсеместно, как в селах, так и в городах, включая столицы. Известно, что в этом обряде принимал участие даже государь Петр Великий, а тех, кто от него уклонялся, приказывал бить плетьми.
Когда-то по селам Московской губернии возили на санях Коляду — девицу, одетую поверх шубы в белую рубаху. И пели: «Уродилась Коляда накануне Рождества…». Но уже к началу ХХ века такие сложные действа заметно упростились, а потом свелись к минимуму. В первую святочную ночь колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбою по улицам, неся перед собою на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечою внутри. Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки — песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое…»
Подобные славословия были характерны главным образом для городов, в деревнях же бытовали несколько иные песни. Одни — идущие, вероятно, из самой глубокой древности, в которых рассказывалось, например, о том, как «Божья Мати в полозе лежит, Сынойка родить; Сына вродила, в море скупала…» Другие — отличающиеся какой-то чисто деревенской непосредственностью: «Кто не даст пирога — Сведем корову за рога, Кто не даст ветчины — Тем расколем чугуны…»
И что вы думаете, — колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все, и всякое озорничанье считалось просто баловством. Уже после первого, рождественского, обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка — на стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяева, а на подаренные деньги покупалась выпивка, ведь ее на вынос не дают. После застолья начинались игрища, гадания, хороводы.
Подобные обходы проводились трижды — в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. И в каждой семье ждали колядующих, заранее готовили для них угощение и как дети радовались их приходу.
общие данные о Святках
Святки
Святки в православии — двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней (англ. Twelve Days of Christmas), длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
Часто также святки называются святыми вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.
Различают две традиции празднования святок: православную и языческую.
Языческие святки
Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
На главную Блоги Вопросы/Ответы
Сайт изготовлен: ТС Неформатного Радио Все права защищены © 2004-2020 Неформатное Радио