Дежа, квашня — деревянная кадка для заквашивания теста, в традиционной культуре восточных и западных славян — символ богатства и благополучия. У южных славян для заквашивания теста использовался другой вид домашней утвари — деревянные долбленые ночвы. У восточных и западных славян используется в разнообразных обрядах, в частности в  свадебном.
По украинским поверьям, количество клёпок в ДЕЖE должно быть либо чётным (Черниговщина, Житомирщина), либо, наоборот, нечётным (Харьковщина, Полтавщина). ДЕЖУ, наделяемую положительными свойствами, называли дижа, а отрицательными — диж, дижун, дижур. Считалось, что в дижe хлеб удается, а в диже — нет. Под Черниговом в ДЕЖУ с нечётным количеством клёпок вставляли лишнюю клёпку, чтобы превратить её из дижуна в дижу и тем самым изменить её свойства в лучшую сторону.
В украинских, белорусских и польских поверьях ДЕЖА предстаёт как живое существо — весьма капризное и подверженное  сглазу. Она перестаёт заквашивать хлеб, если отдать её кому-нибудь в долг или даже просто вынести из  дома. По русскому поверью, хлеб не поднимается, если через ДЕЖУ перелетит  курица или к ней подойдёт  корова. Чтобы исправить ДЕЖУ, её подкуривали освящёнными  травами, клали на пороге вверх дном, втыкали в дно её  нож и лили сверху кипяток из  ложки и т.д. В Волынской губернии хозяйка трижды ударяла по дну ДЕЖУ и грозила, что станет бить ещё, если та не «поправится». На Гродненщине если в ДЕЖЕ переставал удаваться хлеб, то на Похвальной неделе (пятая неделя Великого поста) её выносили на ночьпод  звезды: ДЕЖА «похвалится» перед  Богом, что у неё есть хлеб, и снова приобретёт нужные свойства.
Подход теста зависит от состояния ДЕЖИ в такой же мере, как и от усердия хозяйки, ср. украинскую пословицу о дурно выпеченном хлебе: «Чи дiжа здiжилась, чи хазяйка сказилась». В Польше говорили, что ДЕЖА имеет свои «пристрастия и обычаи»: она приучена стоять в тепле, не любит шума, её нельзя ударить или поставить на землю. В Витебской губернии ДЕЖУ с тестом ставили на одёжную подстилку — шубу, армяк или балахон. Причём, если под ДЕЖЕЙ была женская одежда, то сверху на неё клали мужскую, и наоборот. Во многих местах на Украине и в Белоруссии ДЕЖУ ставили на  столе или на лавке под образами — в самом почётном месте дома. В Волынском Полесье там постоянно находилась ДЕЖА, покрытая скатертью, на которой лежал  хлеб.
В Восточном Полесье, а также в Гродненской, Могилевской и Курской областях существовал ежегодный обряд очищения ДЕЖИ, приуроченный обычно к Страстному четвергу. ДЕЖУ мыли, иногда натирали  солью,  чесноком, луком, подкуривали  воском и хмелем, чтобы она весь год была чистой и в ней удавался хлеб. Потом ДЕЖУ накрывали крышкой или переворачивали и как бы «наряжали»: подвязывали красным женским  поясом, реже — полотенцем или хмелем, застилали скатертью, сложенной вдвое или вчетверо, сверху клали хлеб и соль. После этого ДЕЖУ выносили из дома и ставили во дворе, иногда на боковом столбе  ворот или на заборе — с той стороны, где восходит  солнце. Через некоторое времяпосле восхода ДЕЖУ забирали домой. Реже её оставляли с вечера на столе, где она и стояла до утра. О ней говорили: ДЕЖА «говеет», «исповедуется», «идет на отдых», «торгует», «идет на базар».
ДЕЖА играет наиболее значительную роль в двух эпизодах свадебного обряда: при изготовлении коровая и т.н. посаде — сажании невесты на ДЕЖУ (лавку в красном углу и т.п.), где ей меняли девичью причёску и головной убор на женские. Характерной чертой белорусского «посада» было то, что на ДЕЖУ сажали не только невесту, но и жениха. В Полесье на ДЕЖУ не только садились, но и вставали, причём считалось, что это может сделать только «честная» (девственная) невеста. Согласно поверью, если «нечестная» невеста наступит на ДЕЖУ, то семь лет не будет родить хлеб, не будет вестись скот, не будут жить дети у молодых.
В Гродненской губернии перед отъездом к молодому сват клал на землю крышку ДЕЖИ застилал её скатертью, посыпал рожью; если молодая сохранила девственность, то она становилась на эту крышку и в присутствии всех надевала новое белье и чистую одежду. У лужицких сербов невесту причёсывали на ДЕЖЕ, потом ставили в неё и одевали к свадьбе. После этого невеста выпрыгивала из ДЕЖИ. Если она не выпрыгнет с первого раза, то это принесёт ей несчастье, а если выпрыгнет, то ей будет легко рожать детей.
ДЕЖУ использовали как оберег при стихийных бедствиях. Чехи, лужичане при пожаре обращали ДЕЖУ отверстием против огня, чтобы его не разнес ветер. Близ Львова, чтобы отворотить ветер при пожаре, хозяйка с распущенными волосами, спустив до пояса сорочку, носила перед собой по двору ДЕЖУ с буханкой хлеба. Там же при приближении грозовой тучи носили по скотному двору специальную ДЕЖУ для изготовления куличей. В Слуцком Полесье, чтобы прекратился град, выносили на улицу ДЕЖУ, хлебную лопату, а иногда крышку ДЕЖИ, положив на неё образ св. Николая.
При переходе в новый дом русские, украинцы и белорусы несли с собой ДЕЖУ с тестом, замешенным в старом доме. В Купянским уезде Харьковской губернии хозяин говорил, внося ДЕЖУ в новый дом: «Як у сии дижи повно хлиба, дай. Господы, шоб так повно було и в сии хати хлиба и всякой худобы!» На Украине и в Белоруссии, вернувшись с кладбища, заглядывали в ДЕЖУ, «штоб у вочах не стаяло тэе нежывое», или нюхали ДЕЖУ, что соответствует действиям с печью.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика