Дмитриев День — день памяти св. Димитрия Солунского, отмечаемый православными 26.X/8.XI.
Дмитриев День считался началом полугодия, называемого у сербов митровско и продолжающегося до Юрьева дня, который открывал второе, джурджевско (т.е. юрьевское), полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев День (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают ее в корову и доят.
Дмитриев День был началом зимы, ср. календарные приметы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень» (рус.); «Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне». По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из нее сыпался первый снег.
У южных славян Дмитриев День. считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней День, следующий за Дмитриев День, назывался во многих местах разпус. Тогда заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. В Македонии в Дмитриев День в селе устанавливали новый деревянный календарь, на котором обозначали размеры долгов, а также имена должников и заимодавцев. Дмитриев День обозначал также завершение скотоводческого года, начинающегося в день св. Георгия, а сами святые Юрий и Димитрий считались покровителями скота. В связи с этим овчары, чабаны и пастухи устраивали празднества в корчме, которые длились несколько дней, кололи курбан, посещали «сборы» в соседних селах.
У восточных славян Дмитриев День отмечал завершение осеннего брачного сезона, т.к. только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов. «Святы Змiцер — ён на ycix xiцep: салады салодзiць, пiва робiць, сыноу жэнiць, дачок выдаець»; «До Дмитра дивка хитра, а по Дмитри хоч за старця, аби не остаться». В канун Дмитриев День отмечали Дмитровскую субботу, на которую приходились основные осенние поминки по умершим (см. «Деды»).
Следующий за Дмитриевим Днем день св. Нестора у болгар и сербов принадлежал к «мышиным» праздникам. В Лесковачкой Мораве в сам Дмитриев День совершалось ритуальное изгнание мышей. У сербов Косова Поля 27.X/9.XI, в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти. В некоторых регионах Дмитриев День связывался с волчьей темой. У восточных славян считалось, что с Дмитриева Дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву Дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на овчаров и на стадо.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика