Дом — символ семейного благополучия и богатства, локус многих календарных и семейных обрядов. Дом противопоставлен внешнему миру и потому является объектом разнообразных магических ритуалов, совершаемых для его защиты и ограждения от злых сил. В фольклоре и мифологии символами Дома выступают матица, очаг, печь, угол.
Организация домашнего пространства повторяет структуру внешнего мира и отчасти отражает структуру семьи. Место в центре обладает наибольшей сакральной значимостью; жилое пространство Дома делится по диагонали на две части: угол с печью (очагом) —левая сторона — образует женское пространство (ср. рус бабий кут), правая сторона с красным углом — мужское. Элементам, огораживающим Дом от «чужого» пространства (крыша, стены), противопоставлены элементы, обеспечивающие его связь с внешним миром — дверь, окна. Очаг, печь — организующий центр дома, символ духовного и материального единства живущих в Доме родственников, источник жизни. Особой значимостью обладает порог Дома, через который осуществляется контакт с «чужим» пространством.
О наделении Дома благополучием, богатством заботились уже при закладке Дома. В восточном Полесье при строительстве Дома на мох, которым был устлан бревенчатый потолок, сверху сеяли овес и присыпали его песком: овес всходил, засыхал, что должно было обеспечить богатство Дома. С этой же целью осыпали («осевали») матицу (=дом) зерном и хмелем. У южных и восточных славян было принято горсти зерна, гороха сыпать в углы Дома, бросать под потолок, на матицу во время святок, на масленицу, а также в канун Юрьева дня, чтобы защитить богатство Дома от ведьмы. Во время жатвы в Дом вносили первый и последний снопы, жатвенный венок — символы богатства и изобилия.
При защите Дома особое внимание уделяли тем его частям, которые открыты внешнему миру. Закрещивали, окропляли дверь, дверной косяк, порог, окна; там же вешали, укрепляли, втыкали различные предметы-обереги (растения, режущую и колющую утварь, зеркало, подкову и пр.). Охранительный смысл приписывался действиям, совершаемым вокруг Дома. Символическое удаление чего-либо из Дома способствовало очищению Дома от насекомых, пресмыкающихся, болезней, нечистой силы. Так, в Орловской губ., чтобы вывести из Дома блох, девушка или девочка утром в Чистый четверг голой выметала избу и выносила сор на середину дороги.
Приобщение к домашнему пространству символизировали специальные действия. Бабка-повитуха дотрагивалась ножками новорожденного до печки или обходила с ним вокруг очага. Молодая, прежде чем войти в дом мужа, перебрасывала через Дом яблоко, свой пояс и др., чтобы ей повиновались как новой хозяйке.
В Полесье невеста при уходе из родительского дома забирала с собой что-либо живое (курицу, кошку), чтобы иметь потомство в новом Доме. На Русском Севере, если вся семья переходит на жительство в новый Дом, то из старого Дома символически забирают богатство и приплод скота, приглашая домового на новое место.
Покровителями дома выступают предки, связь с которыми нередко осуществляется через ритуальные трапезы, устраиваемые в пространстве Дома: поминальные и календарные, прежде всего святочные. Широко распространено у славян верование, что души умерших возвращаются Домой в определенные дни. Печь, порог, углы дома считаются местом пребывания умерших предков (ср. обычай хоронить умерших, особенно детей некрещеных, под порогом (у входа или под полом), закапывать там послед и т.п.). У сербов и болгар опекуном Дома считается патрон, святой-покровитель дома и семьи, икону которого сербы клали в фундамент Дома. День памяти святого-покровителя праздновали как именины самого Дома.
Благополучие Дома и хозяйства зависит также от домовых духов, которые живут в каждом Доме под печью или под порогом У балканских славян покровителем жилого Дома, как и любого строения, может выступать дух, происходящий из замурованной при строительстве тени человека или животного, или даже самого живого существа (болг., макед. таласам, таласон и т.п.). Среди представителей животного мира покровителем Дома считается змея, уж (реже — ласка).
Уход из дома требовал соблюдения особых правил. У восточных славян при отъезде одного из обитателей Дома не подметали пол, чтобы не замести след, по которому тот должен вернуться домой.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика