Горшок, кувшин — наиболее ритуализованные предметы домашней утвари. Связаны ссимволикой печи и земли;осмысляются как вместилище души и духов.Наиболее активно использовались в обрядах, связанных с культом предков, в частности в похоронных обрядах.
Горшок с узоромВажнейшей особенностью ГОРШКА, кувшина и посуды в целом является их антропоморфизм, что проявляется и на уровне лексики (горло, ручка, носик и т. п.), и в том, что посуде приписываются рождение и смерть. Ср. зачин загадки - притчи 17 в. о ГОРШКЕ: “Взят от земли, яко же Адам...”
Параллелизм между судьбой человека и ГОРШКА проявляется в обрядах битья посуды, отмечающих переломные моменты в жизни человека (рождение, свадьба, похороны), а также во фразеологии и поверьях. В Гомельской области полагали, что если горшечник проедет по селу на святках, то девушек не будут брать замуж, поэтому они крали у него горшки и били их, “чтобы не сидели девки, как горшки”, ср. каргопольское “ломаный горшок” (о брошенной жене), ростовское “девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется” и т. п.
На Украине ГОРШКИ (и посуда) различались по “роду” и “полу”. В Харьковской губернии, покупая новый ГОРШОК, его постукивали и прислушивались к звуку. Если звук глухой, то это ГОРШОК — борщ в нем не будет удаваться. Если же звук тонкий, звонкий,— горщица, все сваренное в нем будет вкусно. В Подольской губернии воду для купания мальчика грели в кувшинах, а для девочки — в горшках; в Киевской губернии, наоборот, воду для девочки грели в кувшинах, “шоб стан тоненький був”.
Особенно устойчиво в языке, поговорках и поверьях ГОРШОК отождествляется с головой человека, ср. выражения типа “голова как пустой горшок”. В Костромской губ. ГОРШОК надевали на голову при изготовлении святочной маски “быка”. На Украине и в Польше новый ГОРШОК надевали на голову, чтобы обмануть беса или ходячих покойников.
Печь и пространство около нее, где помещаются ГОРШКИ и другая посуда, связаны с культом предков, с “тем светом”. По поверьям Полтавской губернии, ГОРШОК из печки нельзя обтирать “суконкою” или “запаскою”, иначе покойные родители уйдут из хаты. В Витебской губ. человек, посетивший покойника или встретивший похоронную процессию, по возвращении домой дотрагивался до ГОРШКА или печи, чтобы смерть касалась их. а не людей.
Наиболее архаические черты имеет использование ГОРШКА в качестве урны в похоронных обрядах, для которых характерны переворачивание и битье посуды. Согласно “Повести временных лет” (начало 12 в.), радимичи, вятичи и северяне сжигали своих мертвецов “и посемь собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех”.
Как отголоски древнего восточнославянского похоронного обряда можно рассматривать такие действия, как помещение в гроб сосуда с нишей, битье ГОРШКА при выносе покойника из дома и в других ситуациях, оставление на могиле перевернутого ГОРШКА. В Киевской губ. в гроб с покойником клали хлеб, ГОРШОК с кашей и графин с водкой. В других местах на Украине в гроб ребенку ставили кувшин с молоком, а взрослым — ГОРШОК с водой. В Пинском уезде за гробом несли ГОРШКЕ в освященную воду, которой окропляли могилу, остатки воды там же выливали, а сам ГОРШОК, перевернув вверх дном. ставили в головах покойника сверху могилы для того чтобы ему на “том свете” было чем пить воду. В Олонецкой губернии ГОРШОК с углями был непременным атрибутом похоронной процессии; после похорон ГОРШОК ставили на могиле вверх дном, и угли рассыпались (ср. обычай “греть покойников”).
В России ГОРШОК, из которого обмывали покойника, как и другие связанные с ним предметы — мыло, гребень, солому, относили на перекресток, на рубеж с другим селением. на чужое поле, закапывали во дворе, в доме, бросали в реку, вешали на высокий кол изгороди. Если умирал хозяин, то ГОРШОК, из которого его обмывали, закапывали под красный угол, чтобы не переводился домовой; если второстепенное лицо — то относили на рубеж поля, “чтобы покойник не являлся и не стращал”.
В Полесье широко распространено поверье о том, что в наказание за воровство горшков человек осужден на том свете носить ГОРШОК или черепки — в руках, на боку или в зубах: тому, кто крадет посуду, в ином мире закроют глаза черепком или ему придется пролезть сквозь ГОРШОК.
Связью ГОРШКА с идеей смерти, возможно, обусловлена и их связь с темой сна и бессонницы. По украинским, чешским и моравским поверьям. если оставить ложки в ГОРШКЕ или миске, то ночью будет мучить бессонница. Чтобы хорошо спалось, у чехов и мораван советовали перевернуть горшки на стол или на полку.
Архаический характер имеет и закапывание горшков. По сведениям так называемого “Каталога магии Рудольфа” (середина 13 в.), в новых домах закапывали в разных углах дома, в том числе и за печью, горшки, наполненные разными предметами в честь “домашних богов”. На территории Польши, Чехии, Словакии, России и др., по археологическим данным, был широко распространен обычай закапывать под фундаментом дома, а также в ямах во дворе и в саду ГОРШКИ и другую посуду с различной пищей,— по-видимому остатками обрядовых трапез. В Вятской губернии закапывали в землю или топили ГОРШОК с остатками курицы - “троецыплятницы”.
На Украине девушки закапывали ГОРШОК с кашей на месте, где собиралась деревенская “улица”, чтобы туда притянуло парней. Закапывание ГОРШКА с медом или вареной пшеницей в доме или на пасеке широко практиковалось в пчеловодческой обрядности украинцев.
В поверьях ГОРШОК и другие сосуды связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. У украинцев, русских и поляков ведьмам приписывается способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в ГОРШКАХ или кувшинах. По украинским поверьям, ведьма крадет с неба Венеру и прячет ее под новым ГОРШКОМ, чем вызывает длительную засуху. В Курской губернии затменияобъясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Житомирской обл., если не было видно луны или звезд, говорили, что их “ведьма в ГОРШОК взяла”.
Суковатая жердь с горшками. Люблинское воеводство, ПольшаВ Белоруссии и в Польше ГОРШОК, повешенный на забор, должен был уберечь кур от ястребов. В Покутье битый ГОРШОК или старая одежда и шапка, надетые на палку, призваны был защитить посевы не только от воробьев, но и от сглаза. В Вятской губернии в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым ГОРШКОМ в руках на огород и опрокидывала его на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц.
Отбитое горло кувшина, ГОРШОК без дна служат у русских воплощением куриного бога.
ГОРШОК, кувшин и др. сосуды широко использовались в народной медицине, в магических обрядах и гадания. У белорусов, украинцев, поляков, мораван сажали летучую мышь в просверленный новый ГОРШОК и закапывали его в муравейник; косточки от ее скелета впоследствии использовали в любовной магии. Согласно украинскому сборнику суеверий 1776 г., если посадить в ГОРШОК или кувшин жабу и поставить в муравейник, то среди ее костей можно найти камешек, способный исцелить укушенное насекомымиместо. Болгары клали в новый ГОРШОК вещи и волосы человек который находится далеко от дома и пекли ГОРШОК в печи, чтобы человек затосковал и вернулся обратно.
У русских и белорусов при переходе на новоселье использовали для того, чтобы перевезти домового на новое место. Русские переносили в ГОРШКЕ жар из старого дома, приглашали “дедушку” домового в новую избу там высыпали угли в печь, а сам ГОРШОК разбивали и ночью закапывали черепки под передний угол.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика