Горыня, Дубыня и Усыня — три богатыря - великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия главного героя. Горыня (Горыныч, Вергогор, Вернигора)захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или “на мизинце гору качает, горы сворачивает”. Дубыня (Дубынеч,Вертодуб, Вернидуб, Великодуб и т.п., а также Дугиня, который любое  дерево “в дугу согнет”)“дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет” или “дубье рвет”. Усыня (Усынеч,Усынка) “спёр реку ртом, рыбу ловит усом,на языке варит да кушает”, “одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешиеидут, конные скачут, обозы едут” и т.п.
Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора,дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы,запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река(вода) являются местом их обитания.Горыня связывается с горой какпрепятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Дубыня (связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог некогда быть связан сдругим нарушением ровности, порядка — спровалом на пути, помехой, находящейся внизу и так же, как и в случае Горыни,относящейся к земле (куда он запихивает дуб).Имя Усыни также должно быть расценено как результат народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово “усы”является метонимическим переносомназвания плеча („ус" из индоевроп. *oms-),Усыня сопоставим с образом дракона или змея,запруживающего воды своими “плечами”.Змеиная природа Усыни непосредственнопроявляется в сказке, где действует “птицаУсыня змей о 12 головах” (“сам с ноготь,борода с локоть, усы по земле тащатся,крылья на версту лежат” — ср. мотив ширины плеч). Иногда упоминается булава или дубина Усыни при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея.Таким образом, прототипами трех богатырей можно считать хтонических чудовищ,олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т. п.
Следы отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя, обнаруживаются в мотиве “слабости”их по сравнению с главным героем и особенно в мотиве предательства. Первый из этих мотивов встречается в эпизоде в Бабой Ягой: когда один из богатырей остается в избушке, чтобы приготовить еду для ушедших на охоту товарищей, является Баба Яга,избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает это испытание, побеждая Бабу Ягу. Преследуя Бабу Ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или в три подземных царства), добывает для богатырей невест — царевен этого царства, которых вытаскивают на веревке на землю: когда же пытается выбраться наружу главный герой,один из богатырей обрубает веревку. В финале герой сказки убивает ГОРЫНЮ, ДУБЫНЮИ УСЫНЮ. Характерно, что имя героя,связанного в сюжете с богатырями. также обычно связано с природной сферой — или животной (Ивашка-Медведко). или растительной (Сосна-богатырь).
Чаще всего ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ ИУСЫНЯ выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема(вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — Ильи Муромца,Добрыни Никитича и Алеши Поповича (характерно,что своим именем Добрыня напоминает ДУБЫНЮ,а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу УСЫНИ). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни ГОРЫНЕ (Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки).
ГОРЫНЕ близок и другой эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах ГОРЫНИ и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь),а не “гора”. В таком случае не исключено,что триаде ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср.дальнейшую трансформацию— Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Особенно близки им некоторые герои балтийских сказок —литовск. Калнавергис (букв. “Вернигор”. “Вертогор”)или Ажуолрович (букв. “Вырвидуб”) и т. п.
Вместе с тем триада сказочных богатырей имеет и другое положительное соответствие — Вечорка, Зорька и Полуночка,выступающие в сходном сюжете со Змеем итремя царствами и связанные с Солнцем. В этом контексте показательно участие Вертогора и Вертодуба в сказке, где участвует Солнцева сестра. Тем самым намечается как противопоставление “хтонически - пространственных”трех богатырей “астрально - временным”,трем отражениям разных моментов солнечногос уточного цикла, так и связь между ними в едином сказочном сюжете. Сказки о ГОРЫНЕ,ДУБЫНЕ И УСЫНЕ могут расцениваться как отражение архаичного мифа о поединке соЗмеем (или трехголовым Змеем) или тремя Змеями.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика