Сейчас слушателей онлайн :

Крайняя Мысли о Смысле

Град

Автор
Опубликовано: 3299 дней назад (11 января 2010)
Блог: марина
Настроение: позитивное
0
Голосов: 0
Град — в народном представлении кара Божья,наказание за грехи и несоблюдение установленного порядка . Считалось, что планетники привозят с ледового моря лед и толкут егов ступах, изготовляя ГРАД. Южные славяне приписывали “производство” ГРАД покойникам- грешникам, утопленникам, висельникам или мифическим драконам халам, а также святым,“заведующим” градом: Варфоломею, Герману,Марку и др.
Градом наказывалось прежде всего рождение и умерщвление внебрачного ребенка: в Полесье говорили, что целый год будет бить ГРАД вдоль той дороги, по которой женщина несла убитого ею ребенка. Причиной града также считалось нарушение запрета на работу в “градовые” дни и погребение на кладбище за ложного покойника, особенно висельника.
Считалось, что ГРАД бьет в нечистое, оскверненное место и не бьет там,где люди приняли специальные защитные меры.Сербы еще зимой выносили на поле кусочек обгоревшего “бадняка” и рождественскую солому; украинцы в Юрьев день катались по земле, “чтоб град ее не бил”,белорусы обходили озимые поля, устраивали трапезы на меже, закапывали в поле кости от пасхального поросенка; сербы закапывали освященные пасхальные яйца, а в Юрьев день— живого цыпленка, вылупившегося на Благовещение,втыкали в землю веточки освященной вербы или ореховые колышки между которыми натягивали нить, выпряденную в ночь перед днем св. Фомы. Белорусы опоясывали поля нитками, выдернутыми из обыденного полотенца. В Подмосковье около Дмитрова в Юрьев день жгли на полях  рождественскую   солому“чтобы не бил град”, а болгары жгли такую солому на могилах. Для защиты полей от ГРАД их “опахивали” два брата-близнеца на двух волах-близнецах или же они пахали в селе крест-накрест. Сербы устанавливали в селах специальные “градовые” кресты из ореха или дуба высотой до 10 метров, украшали их резьбой, цветами, лентами, пели и танцевали вокруг них, охраняли их и т. п.
Когда надвигалась грозовая туча,ее старались отогнать специальными заклинаниями, обращенными к святым, демонам или утопленникам и висельникам -предводителям туч. Женщины-сербки выходили на холм и кричали изо всех сил: “Ой Милева-утопленница,не пускай своих белых говяд на наши зеленые поля? Гони их по горам и косогорам, гони их в синее море!” Навстречу туче бросали пасхальные яйца, размахивали пасхальной скатертью, свадебной фатой, венцом, палкой которой разнимали змею и лягушку, крест или тучу, отгоняли ее криком и шумом, стреляли из ружей и тому подобное. Южные славяне магически “отворачивали” тучу от села,переворачивая кверху ногами треножник или телегу, “рассекали” тучу острыми орудиями- косой, серпом, топором (этот способ известен также русским, украинцам, полякам)выбрасывали во двор хлебную лопату и другую печную утварь — ухват, кочергу, а также хлебную дежу или крышку от нее; зажигали сретенскую (“громничную”) или страстную (четверговую)свечу, жгли троицкую зелень, ветки вербы;выносили во двор на лопатке горсть горящих углей и т. п. Пытались также “умилостивить”тучу, предлагая ей угощения и хлеб-соль,для чего выносили из дома трапезный столик.
Когда ГРАД начинался, его старались остановить тем, что перекусывали или проглатывали несколько первых градин (это должен был сделать первый или последний у матери ребенок), перебрасывали градины через голову, бросали их в печь. Женщины,раздевшись догола или задрав юбки, обегали трижды вокруг дома. чтобы испугать тучу и остановить ГРАД.
Многочисленные табу в повседневной жизни соблюдались ради предотвращения градобитья летом, когда оно может погубить урожай. У южных славян во все четверги от Пасхи до Вознесения запрещалось при стирке бить белье вальком;сербы избегали носить в это время белую одежду и вывешивать на забор или расстилать по траве для стирки белое белье; не сеяли коноплю в “Белую” (пасхальную) неделю; на Черниговщине не ткали и не белили коноплюво время цветения ржи, “чтобы град не побил хлеб на корню”. На святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было ГРАДА; в Полесье на святки не разрешалось бросать принесенные в дом дрова, чтобы предотвратить ГРАД.Специальные запреты касались обращения с покойником. В Полесье, в Польше, на Балканах запрещалось везти покойника на кладбище открытым — это могло вызвать ГРАД.
929 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Одно случайное видео с нашего сайта
Лента нашего сайта
О нас
Андрей сказал(а):
Пора открывать рубрику: Новости Неформатки... ну или что то типа того)))
23 Января 2019-01:23:19
Нас стало больше!
AfterZTime
Приветствуем!
22 Января 2019-22:48:49
Нас стало больше!
NuBl
Приветствуем!
О нас
Светлана Вайвод сказал(а):
Классное радио! Успехов и много много слушателей!
22 Января 2019-16:23:18
Другая География добавил(а) на сайт трек:
Другая География-Про человека
Добавить свой трек на Неформатное радио
Робот Неформатки сказал(а):
К сожалению, БД населённых пунктов собиралась не нами, поэтому ничего с этим поделать пока не можем))) Придётся Тюмени пока побыть в составе
Добавить свой трек на Неформатное радио
Робот Неформатки сказал(а):
Не надо переживать. Модераторы не могут сидеть на сайте каждую секунду. Как только кто то появится на сайте, трек сразу отмодерируют.
22 Января 2019-16:11:14
Другая География добавил(а) на сайт трек:
Другая География-Пожарный
Разработка и дизайн сайта ТС Неформатного Радио
Все права защищены. 2004-2019 © Неформатное Радио.