Гребень — бытовой и ткаческий инструмент для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. Входит в ряд острых колющих предметов , женских и эротических символов.
Существовали правила обращения с ГРЕБНЕМ в быту. Его нельзя было оставлять на виду, класть на стол, на окно, на дежу — “ангел не сядет”. Расчесав косу, девушка должна была спрятать ГРЕБЕНЬ. Новым ГРЕБНЕМ сначала расчесывали кота или собаку или даже свинью, чтобы зубья дольше не ломались. При выпадении волос их чесали прядильным ГРЕБНЕМ. На святки из дома обязательно выносили ГРЕБЕНЬ и другие ткацкие инструменты, это защищало скот от болезней, а людей — от змей.
В родинных обрядах ГРЕБЕНЬ служил символом женской доли. Новорожденному мальчику перерезали пуповину на топоре, а девочке — на ГРЕБНЕ, чтобы из нее вышла хорошая пряха. На крестинах бабка передавала куму мальчика через порог, а девочку — через ГРЕБЕНЬ; кумовья, выходя из дома, ступали правой ногой на порог или на ГРЕБЕНЬ. В девичьих гаданиях ГРЕБЕНЬ клали под подушку и по тому, кто во сне будет им причесываться, узнавали суженого. Часто ГРЕБЕНЬ клали под подушку со словами: “Суженый, ряженый, приходи голову чесать”. На свадьбу девушке принято было дарить ГРЕБЕНЬ.
Гадание с Гребнем зафиксировано у западных славян в «Каталоге магии Рудольфа» (XIII в.): «Готовят воду и вместе с гребнем, овсом и куском мяса ставят со словами: „Приди, сатана, искупайся, причешись, своему коню дай овса, ястребу — мяса, а мне покажи мужа моего"».
ГРЕБЕНЬ, которым расчесывали покойника, считался “нечистым” и подлежал, как и др. “покойницкие” предметы, удалению, отправлению за пределы жизненного пространства. Его бросали в реку, чтобы “поскорее уплыла смерть”, или куда-нибудь забрасывали, относили в такое место, где никто не ходит, либо клали вместе с остриженными волосами в гроб. В Болгарии (Горна Оряховица) Гребень, которым расчесывали покойника, клали в гроб, отломив от него столько зубцов, сколько человек осталось в доме: эти зубцы клали на яблоню, чтобы не умерли домочадцы покойного, или в загон для скота. В некоторых районах Болгарии Гребень и мыло отдавали тем, кто обмывал покойника, выбрасывали подальше, в укромное место, «чтобы зло ушло вместе с ним»; ломали Гребень и бросали в огонь; бросали в реку и т.п.
Чесальный ГРЕБЕНЬ у всех славян использовался в качестве оберега от нечистой силы, порчи, болезней. ГРЕБЕНЬ или веретено клали в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно. У сербов новорожденных защищали от вештиц и других демонов одним или двумя составленными Гребнями, между которыми помещали головку ребенка На эти Гребни должны были «наколоться» вештицы. В Шумадии Гребень оставляли в местах, где опасались появления демонов. В юго-западной Болгарии (Каменина) Гребень ставили над умершим и зажигали на них свечи, чтобы защитить дом в случае, если покойник станет вампиром.
Южные славяне, особенно сербы, считали Гребень действенным средством защиты скота от волков. От Сочельника до Крещения женщины не прикасались к Гребней и держали их соединенными, чтобы «запереть» пасть волку. Во многих районах Сербии в Рождественский сочельник совершали ритуальный прогон скота между двумя Гребнями, после чего Гребни соединяли зубьями и помещали над входом в загон. Соединяли Гребни и в случае, когда скот терялся, — это должно было уберечь его от волчьих зубов. Этот же прием применялся и против колдовства, порчи и болезней. Для опознания ведьмы два Гребня ставили так, чтобы между ними прошла подозреваемая в ведовстве, после чего Гребни соединяли, а ведьма приходила просить, чтобы их разъединили, т.к. составленные Гребни причиняли ей боль (сербы).
ГРЕБЕНЬ известен и как лечебное средство: в Полесье, когда заболевала корова, хозяйка выносила ГРЕБЕНЬ и забрасывала его на грушу, где ГРЕБЕНЬ должен был лежать неделю, после чего его мыли и использовали по назначению.
ГРЕБЕНЬ — характерный атрибут многих мифологических персонажей: богинки, русалки, женского водяного духа и др., которые в быличках расчесывали свои длинные волосы. Как орудие порчи Гребень использовался в свадебном обряде: два чесальных Гребня ставили по обе стороны Дороги, а когда молодые проходили, их соединяли; после этого молодые всю жизнь ссорились (сербы).
ГРЕБЕНЬ клали в мешок с семенами, чтобы жито было “частым”, как зубья у ГРЕБНЯ, или помешивали им семена, приготовленные к севу; ГРЕБНЕМ расчесывали овец, а вычесанную шерсть и сломанный ГРЕБЕНЬ бросали в загон к овцам, чтобы у них было больше шерсти.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика