Груша — дерево, наделяемое признаками чистоты и святости. Одновременно связывается с нечистой силой.
Южные славяне считают Грушу святым деревом; согласно некоторым легендам, люди молились Богу не в церкви, а под Грушей: «Грушенька моя церковка» (сербы). В северной Болгарии Груша почиталась как хранительница засеянного поля. Белорусы Витебщины мотивировали запрет срубать Грушу тем, что на ней отдыхает Богородица, когда сходит на землю. В Словакии сажали Грушу возле придорожных крестов, часовен, посвященных Деве Марии. В северной и восточной Болгарии полагали, что в тени Груши не могут пребывать злые духи, а в Пловдивском округе — что Груша оберегает от змей, поэтому, идя на сбор трав, держали в руке ветку Груши или натирали руки грушевыми листьями. В Родопах в день св. Иеремии затыкали грушевые ветки в двери дома, хозяйственных построек, на полях и пастбищах.
Вместе с тем к Груша относились как к месту обитания нечистой силы: в Пиринском крае дикая Груша входит в ряд деревьев, которые называются «самовилскими» (см. Вила), под ней запрещалось спать, сидеть, привязывать к ней колыбель и т.п. В Полесье опасались стоять под Груша во время грозы. По поверьям, на Груше (растущей в поле, с густой кроной, кривой) обитали вештицы и халы (Сербия), собирались ведьмы по ночам, танцевали стриги; при ритуальном изгнании из села Чумы для нее оставляли жертву на старой Грушей. Под Грушей обитал уж, который каждый вечер высасывал молоко у коровы. Клад зарывали под Грушей или сажали Грушу на месте зарытого клада. Во многих славянских зонах сухая Груша, как и верба, считалась местом обитания черта, поэтому старые деревья не рубили из боязни понести убыток в хозяйстве.
В украинской заговорной традиции Груша соотносится с мировым деревом (дубом) и является деревом антимира, деревом зла и бесплодия, и противопоставляется яблоне.
Ветки, плоды, древесина, зола от Груша служили апотропеем и использовались в продуцирующей магии. Древко свадебного знамени делали из сука Груши (болгары), втыкали в свадебный каравай грушевую ветку (украинцы). Когда невеста ехала к венцу, на всех перекрестках разбрасывали сушеные груши; мать осыпала жениха грушами, чтобы он был богатым (Полесье); бесплодная молодица должна была съесть Грушу (яблоко), дольше всех провисевшую на дереве (Пловдив). Чтобы новорожденный был здоров, в первую купель клали ветки Груши, выливали воду после купания под Грушу. Первые плоды освящали и раздавали соседям на помин души.
В календарных обрядах чаще использовали ветки и дерево Груши. В юго-западной Болгарии, в Македонии для бадняка срубали Грушу, иногда дикую — из-за ее обильного плодоношения, чтобы дом был плодовит и богат. Грушевой веткой полазник шевелил огонь в очаге, произнося благопожелания; хозяйка относила ее в курятник, чтобы куры хорошо неслись.
В Сербии лечили бородавки, нарывы, потерев их плодом Груши, после чего выбрасывали на дорогу со словами: «Кто меня возьмет, кто меня откусит, на того болезнь, на меня здоровье». В Грушу «забивали» болезнь в дырку, просверленную в стволе; в северной Болгарии под Грушей, тень которой не падает на другие деревья, лечили бездетных. Чтобы обеспечить себе здоровье на целый год, в Иванов день пролезали через венок, свитый на грушевой ветке.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика