Хтонические существа(от греч. хтонос — «земля»), мифологические персонажи, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней.
Собственно Xтонические существа — порожденные землей или вышедшие из земли, находящиеся в ее недрах , сохраняющие черты хтонических животных — змей, земноводных и т. п.  , нередко имеют облик чудовищ . Сама земля в ряде традиций представлялась как некое X. с: растительность — его шерсть, ноги — полуострова и т.п.
Хтонические животные связаны с глубинами земли, корнями мирового древа, началом творения: Ахи Будхнъя — «змей глубин» в ведийской мифологии, индуистский Шеша, Айдо-Хведо у фон, черепаха, на которой держится земля в различных традициях (ср. кит. Сюанъу — черепаха, воплощение водной стихии), кхмерский дух — крокодил Крон Пали, коми Ен и Омолъ, эвенкийская Баха в виде лягушек — демиургов, у качинов демиург Мутум, насыпавший землю на рыбу, плавающую в первичном океане, и др. Характерны антропогонические мифы о создании людей из земли — кит. прародительница Нюйва, полуженщина — полузмея, лепит людей из глины .
Xтонические существа связаны также с брачной символикой: Нюйва и Фуси в виде драконов с переплетенными хвостами; брак Таргитая со змееногой богиней  в скифской мифологии; женитьба охотника-хиваро на богине вод Тсунгхи, превратившейся в змею; мотив царевны-лягушки и т. п.
Брак героя с хтонической богиней означал овладение землей (страной). Хтонические черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом — ср. аккадскую Тиамат), от австралийской Кунапипи до Деметры и Персефоны; ср. ацтекскую Тласолъкеотлъ (богиня — пожирательница экскрементов), шумеро-аккадскую Эрешкигаль и т. п. Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир (ср. Нуми-Торум и Калташ-эква у обских угров, Есь и Хоседзм у кетов, Пемба и Мусо Корони Кундъе у бамбара). К Хтоническим существам относились умершие, живущие в загробном мире (преисподней)— предки .
Хтонический характер имеют также соперники демиурга — владыки преисподней . У греков культ хтонических божеств — Аида, Персефоны, Гекаты — носил по преимуществу умилостивительный характер.
В славянской традиции к Хтоническим существам относились прежде всего гады, в число которых включались и животные, связанные со смертью и потусторонним миром, в том числе ворон, волк и др. К Хтоническим существам принадлежал, согласно реконструируемым славянским мифам, змеевидный противник громовержца Волос. Двойственной природой в славянской традиции наделялись многие домашние животные — козел, конь и др.: их ритуализованная смерть (жертвоприношение) должна была способствовать плодородию земли и т.п.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика