Инородец — представитель иноэтнической группы, соотносимый с категорией “чужого”, опасного, потустороннего.
Иноязычие осознается как немота ; неслучайно обитатели “заморских” стран представляются существами, вообще лишенные человеческой речи. Иностранный язык может восприниматься как язык нечистой силы (в церковнославянских текстах бесы говорят по-русски или на каком-либо непонятном языке) или животных (например, в загадках: “шитовило - битовило по-немецки (по-татарски) говорило” — ласточка; в русской народной комедии о Петрушке немец говорит “по-вороньи”).
Представители других этносов могут выступать в виде некоего мифического народа, великанов, людоедов. Таковы “чудь”, “паны”, “литва” в представлениях русских. Эти инородцы отличались исполинской силой и ростом, владели кладами, убивали и поедали людей и таинственно исчезли (ср. русские предания о чуди, “ушедшей в землю”). В Болгарии мифических великанов и людоедов называют “джидове”, “джидовци” (от “жидовин” т.е. еврей), “латини”, “елини” (эллины — греки - язычники). В представлении словаков и хорватов турки и татары являются не только людоедами, но и имеют песьи головы.
Инородцам часто приписываются необычные черты внешности или скрытые дефекты, подчеркивающие их чужеродность. “Чудь” в представлениях русских “белоглазая”, “одноногая”. Существует поверье, что у инородцев черное нёбо. В Польше эта черта приписывается “побожанам” (малая этническая группа в Мазурах), русинам. Мазуры считали, что у литвинов — черная глотка, а литвины это же утверждали о мазурах. Черный цвет сближает инородцев с нечистой силой. Поляки и белорусы считали, что мазуры, подобно животным, рождаются слепыми и прозревают через 3 или 9 дней. На этом же поверье основано западно-украинское прозвище поляков - “лях - девятьденник”.
В Польше говорят, что евреи имеют маленькие хвостики, а у лютеран по 6 пальцев на ногах. В русских народных легендах о первой мировой войне в зооморфном виде выступает кайзер Вильгельм: у него хвостик и медный рог на голове, он покрыт шерстью и имеет железные копыта.
Традиционным является представление. что у инородцев нет души, а есть только “пар”, “пара”, как у животных. Даже если наличие души у инородцев признается, инородцы (иноверцы) не могут вместе с христианами попасть в рай, ад или чистилище. Для душ евреев и некрещеных детей существует особое меcтo - пещера или бездонная темная пропасть. Лишенные души инородцы якобы находятся в родстве с животными (легенда о превращении еврейки в свинью — общеславянское; журавли происходят от цыган — украинское; в удоде живет душа еврея — польское; ляхи произошли из побитой св. Петром собаки — украинское).
В христианской традиции язычники ассоциируются с псами (Откровение, 22:15); у славян слова “пес”, “собака” также означают инородца (иноверца): “собака татарин” (русское); “жид, лях и собака все вipa однака” (украинское). Выражения “песья (собачья) вера” (русское), “пся (собача) вира” (украинское) и подобные означают “чужую” веру, отклонение от “правильной” (т.е. “своей”) веру или безверие.
Инородцы и нечистая сила тесно связаны в народном сознании. По украинской легенде, цыгане произошли от черта и хромой девушки из числа фараоновых людей, преследовавших Моисея и евреев во время их исхода из Египта (Галиция). Именно родством с чертом объясняется черный цвет волос у цыган.
Инородцы отдают свои души черту, поклоняются ему: поляки рассказывают о продавших душу черту “москалях” (русских), белорусы считают, что у татар вместо Бога — черт. Достаются черту и души людей, родившихся от смешанных браков, и крещеных евреев. Иноверцы могут способствовать размножению нечистой силы: когда еврей моет руки и стряхивает воду, из брызг появляются черти (украинское). В виде инородца может появляться бес, черт. Облик черта-инородца - это человек в “немецком” или “литовском” платье, во фраке, в высокой шляпе (русское, украинское, польское). Инородцев считают причастными к колдовству и знахарству. Белорусы верят, что полешуки (жители Полесья) и цыгане — “чаровники”; на Волыни бытует представление о колдунах - литвинах; украинцы считают знахарями “москалей” (русских).
Инородцы опасны для “своих” знахарей: если знахарь окажет помощь инородцу, то он потеряет свою силу (белорусское).
В приметах, связанных с инородцами, выявляются и положительные функции, приписываемые “чужим”. Счастливым предзнаменованием считается у славян приход в дом в определенные календарные праздники инородца - полазника. Новорожденный будет здоров, если в первый раз его накормит грудью цыганка (сербское поверье). В семьях, где часто умирали дети, в восприемники к новорожденному приглашали инородцев (южнославянское). Хорошей приметой считалось встретить инородца в дороге или увидеть инородца во сне.
В инородцев рядятся на масленицу (маска “еврея”, “раввина”, “цыгана” у поляков, “турчина”, “султана” в Далмации); на святках (в “цыган”, “китайцев” в Сибири); в канун Пасхи (в Польше ряженные “турками” разыгрывали немые сцены в костеле во время богослужения); на свадьбе (в “евреев”, “цыган” у поляков). В Польше в предгорьях Карпат известна пастушеская игра “в евреев”, которая пародирует еврейское богослужение; игровое действо “крещенне еврея” устраивалось в Польше для юношей, впервые выходящих косить, и представляло пародию на обряд крещения инородцев.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика