Кисель— обрядовое блюдо, преимущественно поминального и жертвенного характера, распространенное у восточных славян и в восточных районах Польши и Словакии. Традиционный Кисель — это запаренная кипятком мука (овсяная, реже пшенная, пшеничная и др.), подслащенная и оставленная сбраживаться, или «кваситься», в тепле, затем процеженная и упаренная в печи. Ели Кисель  холодным, разрезая ножом на куски, с медом, маслом или молоком.
Кисель считался обязательным блюдом на поминках наряду с кутьей и блинами. У русских поминальный Кисель варился особым образом: в заквашенный раствор муки втыкали пучок горящих лучин, а кипятили его с помощью горячих камней. Так же Кисель готовили и на Вознесение, веря, что Иисус вместе с опарой поднимается на небо. В русских волшебных сказках связь Киселя с миром мертвых отражена в сюжетах, где герой попадает на «тот свет» или в тридевятое царство и видит молочные реки с кисельными берегами.
Кисель варили в «родительские» субботы (у русских — перед масленицей, Дмитриевым и Троицыным днями, во вторник Фоминой недели); поляки — на Задушки.
На свадебном столе среди угощений также встречается Кисель (ср. выражение «толкут на кисель», которым называются пляски после свадебного угощения), хотя в других местах Киселя не подавали, считая его исключительно поминальным блюдом. В Новгородской губ. Кисель варили для новорожденного теленка, причем заквашивали его также с помощью горящих лучин. В Вологодской губ. Кисель подавали среди праздничных блюд на крестинах ребенка.
Во многих великорусских областях овсяный Кисель варили в Чистый четверг перед Пасхой. Его ставили за окно, выносили на ночь на крыльцо, относили рано утром в огород, оставляя его там или выливая на землю, залезали с чашкой Киселя на крышу. При этом говорили, что «кормят» Мороз, приглашали его на угощение, чтобы он не повредил урожаю: «Мороз, Мороз, не морозь (вар.: не побей. — М.В.) мой овес, иди кисель поешь» . Иногда Кисель оставляли до пасхальной трапезы, например в Московской губ. Мороз закликали, когда разговлялись или во время пасхального обеда: хозяйка ставила Кисель на подпольное окошко или выходила с ним на улицу; также закликали Мороз в открытую печную трубу. На ритуальное угощение киселем приглашали диких зверей. В Калужской губ. в Чистый четверг ребятишки ходили с Киселем в овин «зверей кликать». См. Приглашение. Такое же закликание Мороза и диких зверей исполнялось у русских в кануны Рождества и Нового года, когда, выставляя Кисель на улицу, просили Мороз «не клевать» овес. Белорусы также подавали овсяный Кисель на ужин в Сочельник. Поляки ставили клюквенный или овсяный Кисель на балке под потолком, а потом ели его в начале рождественского ужина.
Во время поста (в полночь перед днем св. Власия) угощали Киселем домового (рус.). Белорусы накануне Благовещения отмечали праздник комоедица, во время которого «угощали» Киселем медведя, чтобы умилостивить его и воспрепятствовать ему портить посевы овса. Местами готовили Кисель в Юрьев день (бел.).
В некоторых деревнях Олонецкого края Кисель варили в четверг на Троицкой неделе, который называли Киселев день. Его праздновали в память о том, как женщины якобы обливали врагов-грабителей горячим овсяным Киселем . Овсяным Киселем русские отмечали также день Натальи - овсянщы (8.IX), когда в одних местах начинали, а в других заканчивали уборку овса.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика