Корова — наиболее почитаемое из домашних животных, требующее особой защиты от нечистой силы, способной отобрать молоко.
В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. КОРОВ не режут, а продают даже в случае болезни или старости. И фактическая, и условная продажа заболевшей КОРОВЫ воспринимается как магическое средство, способствующее ее выздоровлению. У западных и южных славян в случае срочного (из-за болезни) забоя КОРОВЫ ее мясо не потребляли хозяева, а продавали его соседям или всем жителям села. Забивать КОРОВ — нетелей, яловок — разрешалось на свадьбу, поминки и в редких случаях на общественные праздники.
КОРОВА играет важную роль в погребальном обряде у восточных и западных славян. У восточных славян существовал обычай дарить КОРОВУ священнику или бедняку сразу после похорон. На Украине и у западных славян верят, что крупный рогатый скот оплакивает смерть хозяина. В некоторых местах домашние животные сопровождают гроб с телом хозяина до церкви. По поведению КОРОВЫ можно предсказать смерть в доме. Красная или черная КОРОВА снятся к смерти. КОРОВЫ и телята, которых дарят беднякам, попадают на “тот свет”, где имеются специальные загоны для них.
В свадебном обрядовом комплексе и сопутствующем фольклоре КОРОВА ассоциируется с женщиной, невестой. КОРОВА — обязательная часть приданого невесты у восточных и западных славян. У южных славян парни, приходящие колядовать на Рождество в дома любимых девушек, шли чистить хлев. У казаков на Тереке в святочные ночи парни срывали калитки с домов девушек легкого поведения, делали на площади из них “загородку”, куда загоняли коров этих девушек.
На Русском Севере и у южных славян известны легенды о мифических КОРОВАХ, обитающих в озерах. Иногда они выходят на прибрежные луга, и тогда человек может отбить одну КОРОВУ от стада, обежав вокруг нее. Такая КОРОВА дает очень много молока и всегда крепка и здорова.
КОРОВА и бык связаны в народной культуре также с небесной водой, облаками, осадками. По их поведению (когда они поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают) можно было предугадать дождливую погоду. Черные и темного окраса КОРОВЫ, возглавляющие стадо при возвращении с пастбища, также предвещали дождь. В Сербии верили, что внутри дождевого облака находится бык или КОРОВА и можно услышать доносящееся оттуда мычание. Такие же представления выражены в белорусской загадке: “Белая КОРОВА тростник поломала” (снег). Поэтому во время засухи вызывают дождь сжиганием коровьего навоза.
Более четко выражена в славянской народной культуре связь облачности, атмосферных осадков, воды с молоком. Русские считали, что если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде, а “темные святки”, облачность в ночь под Рождество Христово сулят большие удои молока в наступающем году. У южных славян утром в Юрьев день хозяйка взбивала масло из молока, а дочь залезала на крышу дома. “Какая погода?” — спрашивала мать. “По всей земле — солнце, над нашим домом — облако”,— отвечала девочка. Этот обряд должен был способствовать увеличению молока у КОРОВЫ. С той же целью КОРОВА выгоняли пастись в Юрьев день, а также на Троицу, в день Ивана Купалы и др. очень рано, “на росу”. Украинцы о молоке говорят “божа роса”. Ведьмы, собирая росу с лугов в эти дни, таким образом отбирают у КОРОВ молоко.
Славянская метеорологическая терминология, обозначающая пасмурную, дождливую погоду, облака, соприкасается со сферой понятий, связанных с молоком и продуктами из него: рус. “моложная погода” (пасмурная погода), польск “кващне млеко” (облака) и др. На Украине и в Болгарии распространено верование в то, что ведьмы могут снять месяц с неба и выдоить из него молоко. Когда месяц “изцеден” (выдоен), дождя не будет.
Вода — основное магическое средство, применявшееся для повышения молочности КОРОВ. При первом выгоне КОРОВЫ в стадо на Юрьев день, на Рождество и в другие праздники ее обливали водой, окропляли святой водой, прогоняли между полными ведрами. С этой же целью обливали и пастухов. Украинская хозяйка всякий раз, беря воду из колодца, обращалась к воде с заговором, в котором просила прибавить молока КОРОВЕ. На Русском Севере пастух должен был на все время летнего выпаса закопать “отпуск” (письменный текст заговора) в сырое место у воды, иначе у КОРОВЫ будет мало молока. В Карпатах существовал обычай первое молоко, выдоенное после отели, выливать в быструю речку. У всех славян молозиво варили для детей. После того как они съедят ею, хозяйка обливала их водой или умывала. В некоторых местах тому, кто первый раз пьет молоко от КОРОВЫ, льют воду за ворот. Вода широко использовалась в магии для возврата отобранного ведьмой молока.
Молоко КОРОВЫ противопоставлено небесному oгню, стихии огня. У всех славян считается, что пожар, зажженный молнией, можно погасить только молоком черной КОРОВЫ, в крайнем случае -- просто пресным молоком. Если первый весенний гром загремит, когда КОРОВА еще не в хлеву, то они не будут давать много молока. В некоторых местах Болгарии верят, что молния и гром выпивают у КОРОВ молоко. В животноводческой практике всех славян существует запрет подходить к огню, очагу сразу после дойки КОРОВЫ, прежде нужно вымыть руки. Во время кипячения молока строго следят, чтобы молоко не бежало, так как у КОРОВЫ в этом случае опухнет вымя.
У всех славян известен обычай лечить молоком змеиный укус.
КОРОВА — объект постоянной заботы или, наоборот, преследований домовика (или других опекунов хозяйства — ласки, ужа, петуха). Ласку и ужа нельзя убивать, так как вместе с ними сразу же падет КОРОВА. Следует держать КОРОВУ той масти, которая совпадает с окрасом домашней ласки. Существуют верования, что уж сосет молоко у КОРОВЫ. Убивать такого ужа нельзя: КОРОВА будет тосковать по нему и погибнет. Нельзя бить КОРОВУ палкой, которой убили ужа, КОРОВА будет «сохнуть».
КОРОВА может быть демоническим существом. Украинцы и белорусы представляли себе холеру в образах женщины с коровьими ногами, черной КОРОВЫ, женщины, сидящей на черной КОРОВЕ. В КОРОВУ может оборачиваться ведьма, в виде КОРОВЫ может являться клад. Гуцулы верят, что в хозяйствеможет быть демоническая КОРОВА - “полубэрок” с коротким ребром. Если она сдохнет, то в этом хозяйстве сдохнут подряд еще девять КОРОВ.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) сегодня в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика