Кострома, Коструб, Кострубонька — в традиционной культуре русских и украинцев персонажи календарного обряда и хороводной игры, приуроченных к весенне-летнему времени.
Кострома означает игровой персонаж и саму игру. Игроки встают в круг, в центре которого находятся Кострома (обычно она лежит неподвижно и молчит) и ее мать, которые и ведут диалог с остальными. Он начинается с вопросов о здоровье Костромы , после чего перечисляются этапы «болезни» и «умирания» Костромы и в итоге сообщается о ее смерти. Дети тянут Кострому хоронить, а затем она вскакивает и ловит всех подряд.
В ряде русских областей был известен обряд «похорон Костромы», совершавшийся накануне Петровского поста. Для этого изготовлялось чучело Костромы , на которое надевали женскую одежду. Костромушкой могли называть чучело коня-русалки; Кострому могла изображать молодая женщина или девушка. Для изготовления чучела использовали обмолоченный ржаной сноп (солому), иногда сорняки, прутья или же наряжали прядильный гребень.
Чучело или девушку клали на носилки (в колоду, в корыто), несли по селу, вокруг церкви, а затем относили к реке, в поле, в лес, пародируя похоронную процессию: женщины оплакивали «умершую», «поп» «кадил», держа в руках вместо кадила камень или лапоть. Дойдя до места, чучело раздевали и бросали в воду (сжигали, оставляли на поле, реже — закапывали в землю); если Кострому изображала реальная женщина, то ее оставляли в лесу под деревом.
Названия Кострома, Коструб являются производными от слова костра, которое в восточнославянских языках и диалектах означает «остатки культурных растений после их обработки», а также «жесткие части растений (прутья, розги)», «непригодные для употребления растения и их части». Эти значения находят соответствие в материале (солома, сорняки, прутья), из которого изготовлялось чучело Костромы в русских обрядах «похорон Костромы ».
Связь Костромы с растительностью подтверждается и в обрядах. Некоторые игры с участием Костромы (Коструба) воспроизводят процесс обработки растительного сырья и превращения его в полотно. Кострома берет прядиво, обтирает его, заливает, мнет, трет, прядет прядево, снует, навивает, ткет, мочит и колотит холсты. После этого Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует.
Именно этот заключительный эпизод игры и обряда (смерть и последующее воскресение Костромы) дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности) и для сопоставления его с другими культами и обрядами, посвященными исчезающим и возвращающимся духам и божествам.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика