Мед — поминальное и жертвенное блюдо, символ здоровья, благополучия, «сладости» жизни, красоты, счастья.
Мед считается пищей душ умерших. В похоронной обрядности из Меда и с Медом готовят кутью, коливо, канун (хлеб, накрошенный в воду, подслащенную медом), сыту (разведенный в воде Мед), кисель; им мажут блины и ритуальные хлебы, добавляют его в пиво и брагу. Мед и кутью с Медом обязательно подавали на поминках.
Мед и медовые кушанья готовили на праздники, связанные с культом предков: на святках, особенно в Сочельник, и на Рождество, на Пасху, в Страстной четверг, на Вознесение, Троицу и др.
У белорусов на Радуницу поливали могилы водкой и медовой сытой.
Мед с рождественского стола хранили весь год, т.к. он обладал лечебными и апотропейными свойствами: им лечили горло, ожоги, раны, мазали новокупленную скотину, чтобы она хорошо велась (словац., хорват.); давали стельной корове (укр. закарпат.). По мнению болгар, Мед способен отвращать магию, сглаз. Верили, что Мед оберегает от змеиных укусов. Поэтому Мед или хлеб с Медом ели натощак сами и давали скоту в Вербное воскресенье или Страстной четверг (морав.); давали скоту в Сочельник (словац.); мазали Медом и маслом вымя и морду коровам (Верхняя Краина); мазали Медом лоб всем домочадцам ради оберега (словац.)
Мед присутствовал в обрядовых жертвоприношениях духам и христианским святым. В сочинении XII в. «Вопросы Кирика» сказано: «Аще же Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед?» У болгар после рождения ребенка Мед оставляли для угощения орисниц, для умилостивления злых духов, вредящих роженицам. Мед входил в состав ритуального угощения участников родин и крестин, в первую очередь роженицы и кумовьев. Его добавляли в воду при первом купании новорожденной девочки, мазали Медом детей.
Ярко выражена жертвенная и апотропейная функция Меда в обычаях дней св. Екатерины (4.XII), св. Варвары (6.ХII), св. Харлампия (10.II) и др., празднуемых ради здоровья и в честь Оспы и Чумы. Болгары печенье, хлебы или кашу, помазанные Медом, раздавали детям, прохожим, оставляли на крыше, на воротах — в жертву болезням. Чтобы излечиться от болезни, насланной вилой, больной приносил ей в дар Мед (серб.).
У русских Мед жертвовали св. Илье (вятск., орлов.), в Ильин день пасечники угощали всех Медом. У болгар медом мазали рот жертвенного барашка, предназначенного для св. Георгия; на Руси — голову лошади, приносимой в дар водяному.
В восточной и южной Сербии Мед, вино и масло лили на бадняк, смазывали Медом место рубки бадняка или оба его края. В Болгарии сами деревья и срубленный бадняк мазали воском, елеем и Медом.
Мед клали в основание нового дома, мазали им четыре угла комнаты (пол.). В свадебной и родинной обрядности Мед символизировал плодовитость и «сладкую» жизнь. Каравай мазали сверху Медом (бел., болг.), замешивали для него тесто в корыте, смазанном Медом (серб.), добавляли Мед в тесто (чеш.). Во время свадьбы угощали Медом новобрачных (серб., бел., словац.); мазали Медом губы жениху и свекрови (болг.), лоб дружкам и подружкам, чтобы они скорее вступили в брак (словац.); Медом и маслом на свадьбе мазали волосы невесты (пол.), притолоку и косяки дверей (болг., серб.).
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика