Мусор — в верованиях и магии славян атрибут дома, вместилище душ предков. Считалось, что МУСОР способствует плодородию и плодовитости. МУСОР использовался также в магии.

При похоронах, как только вынесут из дома гроб, одна из женщин сразу подметает пол в комнате, где лежал покойник, а мусор бросает в огонь (Моравия). В Словакии подметали все углы, “чтобы дух умершего не остался в доме”. У сербов запрещено было подметать дом, когда в нем находился покойник, чтобы не вымести домашнее счастье. У русских, пока тело умершего находилось в доме, пол не мели, “чтобы не вымести заодно и живых”, а после выноса гроба подметали во дворе, по направлению к дому, чтобы все его обитатели остались в нем.

Так же — из углов к столу, под покуть, к печи, от двери к середине — мели МУСОР девушки в Сочельник и на посиделках, чтобы затем, собрав его и вынеся на перекресток или к мусорной куче (места наиболее частого появлений нечистой силы), гадать с его помощью о суженом. В Чехии и в Моравии при этом говорили: “Сметаем мусор, молодцев, вдовцов, пусть придет, кто хочет; с востока, с запада, спереди, сзади, через сад — в амбар”. В Сибири перед Рождеством специально заметали МУСОР в углы, чтобы он там “переночевал”, а наутро выносили сор на перекресток и, стоя на МУСОРЕ, спрашивали имя у первого встречного (т.е. имя суженого). МУСОР собирали в течение нескольких дней до Рождества или с Сочельника до Нового года.

Запрет подметать и, особенно, выносить мусор на святках, Ивана Купалу и в некоторые другие дни объясняется, очевидно, присутствием в это время в доме душ предков. Это делали и для того, чтобы не вымести богатство, ради защиты от волков и др. После окончания праздников, наоборот, необходимо было подмести в доме, а мусор сжечь, бросить в реку, вынести в поле, за село, рассыпать по саду, тем самым “выпроводив” души из дома. У белорусов после Дедов (поминок) в канун Троицы хозяин обмахивал комнату метелкой, говоря:

“А киш, киш, душечки! Котора старша и больша, та дверьми, а котора меньша, окнами!” Мораване считали, что если кто-нибудь подметает мусор вокруг другого человека, то он отметает от него счастье (также не подметали вслед за отъезжающим).

“Святочный” мусор вместе с соломой сжигали на дворе, в воротах, в саду, на огороде; это называлось “греть покойников”, “дидуха палити”. После святок М. выносили также за огород, на болота, рассыпали под деревьями, бросали в реку — “чтобы сорняков не было на поле”, “чтоб волк в хлев не пришел”, чтобы “вымести коляды” (т.е. праздники) и т. п.

Вынесение мусора из дома для избавления от домашних насекомых совершалось обычно на Страстной неделе (см. Страстной четверг). Так, в Чехии и Моравии, например, хозяйка подметала в доме и выносила МУСОР на перекресток, в недоступное место, на другую сторону улицы, выбрасывала вместе с метлой в реку. Ср. Веник.

Такое двойственное отношение к мусору — как к чему-то нечистому и одновременно способствующему благополучию — сродни отношению к душам умерших (с одной стороны, их почитают, задабривают, приглашают в гости в определенные дни, с другой — боятся, выпроваживают в неурочное время, защищаются от них). Так, широко распространено поверье, что нельзя бросать мусор в огонь (например, карпатские овцеводы говорили, что иначе у овец появятся струпья, бельмо на глазу и т. п.), болгары запрещали детям даже ходить к мусорной куче, хозяйки не выбрасывали мусор, стоя лицом на восток и навстречу солнцу, иначе, считалось, что скотина станет яловой. С другой стороны, МУСОР переносили из старого дома при переселении в новый. МУСОР использовали также для лечения. От сглаза белорусы тайком собирали МУСОР из трех соседских домов, поджигали и окуривали им больного. Словаки от сглаза ребенка окуривали его дымом от горящего МУСОРА, взятого бабкой из-под порога костела.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика