Обыденные предметы
Автор
|
Опубликовано: 4020 дней назад (16 января 2010)
Блог: марина
Рубрика: словарь славянской мифологии.
Настроение: позитивное
|
0 Голосов: 0 |
Ритуал создания тканых изделий состоял в том, что по предварительному уговору в одну избу или в одно место села сходились женщины (иногда только старые, "чистые" (К:То есть не беременные и без регул), обычно вдовы), реже девушки, приносили с собой пряжу (или нитки) и старались до положенного срока спрясть нитки, выткать полотно и, если речь шла о рубахе, сшить. Холст или полотенце ткали как можно длиннее, иногда в несколько десятков метров. Вытканное полотно жертвовали в церковь, вешали на икону или несли на придорожный крест, опоясывали им церковь, дом, обходили с ним село, поле, прогоняли но нему или под ним скот (на Черниговщине после этого полотно сжигали) и т.п. Тканье обыденного рушника могло сопровождаться параллельным ритуалом - изготовлением и установкой мужчинами обыденного креста (обычно очень большого). Иногда кресты сооружались независимо от тканья полотна, например, у русских "холерные" кресты или у южных славян "градовые" кресты, т.е. кресты для защиты от холеры и града.
У сербов был известен обряд магического "рождения" рубахи. Как только становилось известно, что будет война, собирались в полночь девять старух и до утренней зари в полном молчании ткали полотно и шили из него одну рубаху, через которую должны были пролезть все, кто уходил на войну. Это должно было защитить их от смерти. Обыденные рубахи изготовлялись и в случае эпидемии чумы и назывались чумными; их за одну ночь пряли, ткали и шили две сестры - близнецы с "останавливающими" именами (напр., Стоян и Стоянка).
В Белоруссии рыбаки плели в день св. Алексея (17.Ill) обыденную сеть, чтобы хорошо ловилась рыба. Известны также случаи выпекания обыденного хлеба, которому приписывались магические свойства - возвращать оборотню - волколаку человеческий облик, излечивать бешенство и другие болезни.
На Руси с давних пор существовал обычай в случае мора строить обыденные церкви, ср. в Москве храм "Илья Обыденный" (подобные храмы были и в других городах Московской и Новгородской Руси). Строительство начиналось с рубки деревьев в лесу и кончалось освящением церкви и службой в тот же день.
Во всех подобных обрядах полнота и завершенность всего процесса, его "спрессованность" во времени сообщали продуктам труда сакральность и магическую силу.
Нет комментариев. Ваш будет первым!