Очаг — основной элемент структуры жилища, связанный с культом огня. Очаг  — сакральный центр дома, место совершения обрядовых и магических действий, направленных на обеспечение благополучия дома, здоровья домочадцев и успеха в хозяйстве. По народным представлениям, в Очаге  обитали домашние духи и предки.
У южных славян в новом доме Очаг делали в последнюю очередь. Место Очага, находившееся в центре или восточной части жилища, освящали и кадили ладаном. В Болгарии, если строили на месте старого дома, то вначале зажигали огонь в старом Очаг, оставляли там хлеб, мед и вино. Первый огонь зажигала самая старшая в семье женщина, принося угли из домов родных и произнося благопо-желания: «Чтобы никогда не угасал этот Очаг и чтобы кипели на нем горшки и котлы для свадеб и угощений» . У русских Саратовской губ. при переходе в новую избу переманивали старого домового из-под печки старой избы: насыпали в лапоть горсть земли и высыпали ее под печку новой. В Болгарии на новоселье каждый гость приносил подарок, который вешал на Очаг.
Огонь в Очаге никогда не затухал. Пустой Очаг (без огня) терял свою созидающую силу. Согласно представлениям болгар, на пустом Очаге совершаются вредоносные магические действия.
Очажными атрибутами молодая семья обзаводилась на свадьбе или при освящении нового дома. В южной Болгарии (Родопы) невеста получала очажные щипцы и треножник от своего отца как часть приданого. А в Ловечском крае их дарил сельский кузнец на свадьбу или новоселье.
У Очага осуществлялись многие семейные обряды, именно там проходило приобщение нового члена к семье. Так, у болгар крещеного младенца оставляли на время у Очага . При усыновлении ребенка в обл. Охрида его проносили над Очагом . В районе Пчини в Сербии над Очагом совершали первое купание новорожденного, чтобы он долго жил и был привязан к дому.
Во время свадьбы у южных славян, когда молодая впервые входила в новый дом, ее вели к Очагу, который она целовала, трижды обходила, ворошила в нем угли, зажигала огонь, прикасалась к кухонной утвари, мешала и солила еду. В Сербии, Хорватии невеста одаривала Очаг деньгами или яблоком с воткнутой в него монетой. У македонцев в районе Охрида кум трижды ударял молодую головой о камин или заслонку, чтобы она всегда была привязана к дому и была хорошей женой. В Болгарии известны случаи, когда убежавшая без согласия родителей девушка разрыхлила угли в доме своего избранника, и домашние не могли ее вернуть в родительский дом, т.к. брак считался состоявшимся. В Словакии невеста приносила с собой пепел из отцовского Очага и тайно высыпала его в печь в доме своего мужа. У белорусов молодая, оставляя дом родителей, причитала: « Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином!»
Около Очага исполнялись ритуальные действия во время календарных праздников: в Сочельник, Рождество, на Новый год, Благовещение. У Очага накрывали праздничную трапезу, проходили обряды с поленом бадняком; полазник подходил прежде всего к Очагу. Болгары здесь закалывали черную курицу в честь духа-покровителя семьи (стопан, наместник) и оставляли ему еду в Сочельник и Новый год, т.к. он охранял семью, ее богатство. Вокруг Очага обносили рождественскую солому, тут пекли обрядовый хлеб (чесница) и готовили ритуальную еду (печеница),
Очаг — источник богатства и изобилия. В Болгарии колядующие на Новый год (сурвакари) бросали в Очаг речной камень и желали хозяевам, чтобы деньги текли им в карманы так же легко, как течет река через камни, и чтобы их кошельки были так же тяжелы, как тяжел камень. У словенцев (округ Мурска Собота), чтобы выводилось больше цыплят, хозяйка садилась на Очаг со словами: «Сколько волос у меня на голове, столько цыплят в моем дворе».
Продуцирующая сила Очага переносилась и на его атрибуты. Так, очажная лопатка использовалась при первом громе: ею стучали по квашне, горшкам и амбару с пожеланием, «чтобы полнилось зерном», «чтобы был плод». Девушки в Болгарии совершали опахивание села очажной лопаткой, чтобы выйти замуж.
Очаг и его атрибуты широко применялись в магии и народной медицине: к печи обращались с просьбой о помощи, перед ней совершали магические действия, использовали огонь, горящий в ней, угли. Так, для облегчения агонии в Пиринском крае шапку или платок умирающего терли о дымоход или бросали в него. У словаков при тяжелых родах женщина опиралась спиной о печь. Больного сухотами, чесоткой или лихорадкой помещали в печь, иногда облепляли тестом (Карпаты, Польша, Нижегородская губ.). В Болгарии знахарки снимали порчу, собирая золу с четырех сторон Очага.
Основные характеристики огня (очистительная и защитная) переносились на Очаг и его атрибуты. Очажные щипцы и лопатка использовались для отгона градовой тучи и в весенних обрядах (1 марта, Сорок мучеников, Благовещение, Еремию) для защиты от змей и ящериц. Щипцы и лопатка обязательно находились около роженицы и младенца до 40-го дня после родов, чтобы защищать их от злых духов и болезней. У болгар новорожденного посыпали пеплом, до крещения ребенок был намазан сажей.
С Очагом как священным местом был связан ряд табу. Так, в Болгарии детям запрещалось рыться в огне, втыкать Очаг нож, пинать ногой головню, иначе мальчика, который это сделает, отекут тестикулы.
В Сербии Очагу исповедовались грешники. Около Очага заключались договоры давались и возвращались заемы. У черногорцев самым страшным было проклятье очагом.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика