Одномесячники, «однодневники» — у балканских славян дети из одного семейства (задруги, села), рожденные в один и тот же месяц (день недели), а потому считающиеся в народе «связанными» одной судьбой, подобно близнецам. Наиболее опасное проявление общей судьбы — гибель одного из них, влекущая за собой смерть другого. По поверьям из восточной Сербии, «Одномесячниками»  могут быть человек и животное (медведь, волк, собака), поэтому заболевание (смерть) предполагаемого «Одномесячника»  связывается с болезнью (смертью) животного, рожденного в тот же месяц или день. Считается, что, подобно близнецам, «Одномесячники» остро чувствуют беды и неприятности друг друга, даже не зная о них.
Чтобы один из них не повторил несчастной судьбы другого, их как можно скорее «разделяют» («ограждают» одного от другого) различными магическими способами: кормят яйцом с двумя желтками Через забор, ограду или на мосту через реку, на переправе через реку (чтобы разделить их оградой или водой); велят лечь или встать в саду и выкапывают между ними яму, куда сажают плодовое дерево, заставляя их держать ствол с разных сторон; повитуха разрубает для них монету на пороге дома и дает половинки каждому из «Одномесячников», чтобы они хранили их всю жизнь. Как и близнецам, «Одномесячникам» запрещено находиться в доме вместе во время свадьбы одного из них, пробовать от свадебных блюд.
После смерти одного из «Одномесячников» прибегают к разным средствам ограждения от смерти другого «Одномесячника»: выкупу от умершего, символической подмене человека (например, кладут в гроб мерку живого «Одномесячника» или равный по весу камень, куклу из тряпок), «обману» судьбы и смерти (например, болгары умершему привязывают к пальцам красную нить, живому — черную, а при погребении нити подменяют). У сербов распространены различные формы символического выкупа от умершего «Одномесячника». Живой бросает в гроб умершему половинку разрубленной на пороге дома монеты; желтый цветок со словами: «Я тебе — желтый цвет, а ты мне — белый свет». Прибегают также к символическому соединению с судьбой третьего лица, подходящего по возрасту и полу. Например, сербы вставляют в путо ногу умершего и живого «Одномесячника» (или сковывают их цепью), затем «Одномесячник» обращается к присутствующему сверстнику и просит: «Ты мой божий побратим, отпусти меня». Тот освобождает его, и они становятся побратимами. У болгар будущий побратим (первый или последний ребенок; ребенок, у которого живы родители) ложится в гроб, изображая покойного, а затем встает и обнимает живого «Одномесячника» со словами: «Умерший тебе не брат (сестра), с этого момента я твой брат (сестра)» . К аналогичным формам «освобождения» от умершего прибегали и в случае тяжелой болезни оставшегося в живых «Одномесячника» .
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) сегодня в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика