Олень — животное, наделенное божественной и солнечной символикой и выступающее главным образом в фольклоре. В символике Оленя  тесно переплетены черты народного, книжного, христианского, языческого, античного и др. происхождения.
Как почитаемое животное, Оленя запрещено убивать. По болгарскому поверью, существует Олень, носящий крест на рогах, убийство которого грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ Оленя с распятием на рогах в болгарских песнях и представление об Олене как слуге Божьем у болгар: когда Господь желает сообщить что-то людям, он посылает своего ангела или святого в образе Оленя . В украинской сказке ангел принимает облик Оленя, чтобы наказать царя Иона, похвалявшегося тем, что он сильнее Бога. Ср. также белорусскую загадку об Олене: «Жив — и в церкви не быв, помер — не поховали, а быв богоносец». В книжной традиции (в «Физиологе») Олень — символ Спасителя.
Болгарская песня так описывает священного Оленя — посланца Божьего: «На лбу у него солнце сияет, на груди у него месяц, рога у него — чистое золото». Сходный образ Оленя представлен в русском свадебном величании: «На правой бедре млад светел месяц, на левой бедре красно солнышко, по всему оленю часты звезды». Южнославянский эпический мотив поглощения Оленя змеей и освобождения его охотником Ильей выражает идею борьбы хтонического и небесного, солнечного начал (змеи и Оленя ) и соотносится с мифологическим образом солнечного затмения.
У южных славян и у русских на Севере распространена легенда об Олене, добровольно приносившем себя в жертву в Юрьев день, в день свв. Константина и Елены, в Петров день или Ильин день. Согласно легенде, Олень сам прибегал к церкви на заклание; иногда прибегали два Оленя, одного из которых приносили в жертву, а второго отпускали. Легенда с мотивом добровольного жертвоприношения Оленя в определенный день года известна и в античной традиции.
Брачная символика Оленя присутствует в восточно- и западнославянском фольклоре: в колядках и свадебных песнях с мотивами пособничества Оленя в женитьбе и охоты за златорогой ланью-девицей. В севернорусской свадебной песне молодец не стреляет в Оленя, обещающего пригодиться ему на свадьбе. Мотивы брака характерны и для русских хороводных песен. Например, в игре «Олень» участник, изображающий Оленя, отказывался от старой старушки, от молодой молодушки и брал себе красную девушку.
По болгарским и сербским демонологическим поверьям, на крылатых Оленях ездят вилы и самодивы; по карпатоукраинским — женские лесные духи пасут Оленей как свой скот; по русским — в облике оленихи может появляться леший.
Оленье молоко обладает целебными свойствами. Болгары верят, что мальчик, сосавший молоко из вымени оленихи, вырастет сильным юнаком и к нему не пристанет никакая болезнь. Рога Оленя имеют отвращающую силу и используются как оберег. Их держат в доме для защиты от порчи и нечистой силы, трут и пьют с водой от испуга и порчи, вырезанные из них крестики носят как амулет. Согласно болгарским космологическим представлениям, Олень держит на своих рогах землю. Когда ему на ухо садится муха, он трясет головой, и происходит землетрясение.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика