Печенье — обрядовый хлеб, выпекаемый с магической целью. Печенье или хлебцы различной формы обычно готовились в календарные праздники, особенно часто — на святки и некоторые весенние праздники (Благовещение, Сорок мучеников).
Хлебные изделия в виде фигурок животных, птиц, сельскохозяйственных орудий имеют соответствующие названия: «козульки», «коровки», «бычки», «копытца», «жаворонки», «галёпы» или «буськовы лапы» (т. е. лапы аиста), «серпы», «бороны» и др. У южных славян (прежде всего у болгар и сербов) распространен обычай выпекать под Рождество очень большое количество хлебцев: их форма и название отражают многочисленные сферы хозяйственной деятельности, которые должны принести прибыток в следующем году (например, «нива», «гумно», «улей», «корова с теленком», «овца с ягненком», «утка», «цыпленок» и т. д.).
Выпечка печенья в форме домашних животных (или с символическим их изображением на поверхности изделий), часто приурочивалась к праздникам, посвященным каким-либо животным или их святым - покровителям. Обрядовые действия с этим хлебом нередко наводят исследователей на мысль о том, что фигурки из теста заменили собой жертвенное животное (К:Это вряд ли верно вовсех случаях, см., например, через абзац. Во многих случаях это, скорее, элементы символической магии. Да и трудно представить жертвоприношение Аиста или Коровы). Так, на Рязанщине в день осеннего Егория пекли печенье «кони», которое молодые люди собирали с каждого двора и несли в поле, где оставляли со словами: «Егорий милостивый, не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!».
Фигурное печенье в виде животных и птиц нередко изготовлялось на святки специально для колядующих, а также для раздачи детям или нищим. В селах Московской области фигурки коров из теста подавали колядникам, чтобы обеспечить благополучие в хозяйстве. В русских деревнях считалось также, что скот начнет болеть и пропадать, если «обходчикам» не подать «коровку».
Очень часто хлебные изделия в форме животных скармливали скоту с пожеланиями, «чтобы скотина лучше водилась». Для этого в центрально-русских областях «коней» на Новый год давали съесть лошадям, фигурки коров — коровам и т. д. В Воронежской губернии «копытцами» или «катушками» кормили на Благовещение овец, чтобы уберечь их от болезней. На Русском Севере пекли на Рождество «козульки» — фигурки птиц и животных; в Каргопольском уезде это печенье прикрепляли над воротами скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Поляки полагали, что выпечка в канун Нового года фигурного печенья «новолятки» обеспечивает здоровье и приплод домашнего скота, которому затем и скармливались эти изделия.
Мотивы скорейшего прихода весны, плодородия и будущего урожая связаны с весенним обычаем выпекать фигурное печенье в виде жаворонков, аистов, куликов и других перелетных птиц. Русские пекли «жаворонков» главным образом 9 марта. С этим печеньем дети забирались на крыши сараев и, подбрасывая его вверх, кричали: «Жаворонки, прилетите к нам! Красну весну принесите нам!» Одну из фигурок бросали при этом в печь. «Жаворонков» также относили на гумно, оставляли в сарае, давали скоту, выбрасывали в проточную воду и т.д.
У белорусов для обряда встречи весны выпекали на Благовещение печенье в виде аиста или его лапы («буськовы лапы», «галёпы» и т.п.). Дети выносили его во двор и ждали появления аиста, призывая его попробовать угощение. При этом обращались к аисту с просьбой о хорошем урожае, например: «Бусля, бусля, на тебе галиопу, а мне дай жита копу!» В Полесье печенье делали и в форме бороны, серпа, сохи, косы и других сельскохозяйственных орудий. «Соху» отдавали мальчику, чтобы он, когда вырастет, хорошо пахал, «серп» — девочке, чтобы она впоследствии была хорошей жницей.
Широкое распространение у восточных славян имеет обычай выпекать в середине Великого поста хлебцы в виде креста: у русских — «кресты», у, белорусов и украинцев — «хрэшчики». Это печенье хранили до первого выезда в поле или до первого выгона скота. Считалось, что оно помогает при весенних работах: способствует будущему урожаю, охраняет при выгоне на пастбище скот и так далее. Поэтому с печеньем в форме креста выезжали пахать и сеять; его крошили и семена, подкладывали под порог хлева при выгоне скота, давали пастуху с собой на пастбище и пр. «Крестами» угощали и детей, которые бегали по избам с просьбами «подавать крест», например: «Половина говения переломилася, а другая под овраг покатилася. Подавайте крест, подавайте другой, обмывайте водой».
Обычай выпекать фигурное печенье характерен и для некоторых ритуалов семейной обрядности. Так, на Туровщине в Белоруссии невеста готовила в подарок жениху небольшой «месяц», в русских областях известно свадебное печенье «витушки» и т. д. Во время похорон в Могилевской губернии для умерших детей пекли «жаврунки» — печенье в виде птиц.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика