Подменыш,  — мифологический персонаж западнославянской (частично и украинско - белорусской) демонологии, под которым понимается ребенок, рожденный от нечистой силы, подброшенный людям взамен похищенного младенца, принадлежащего человеку.
Обычно считалось, что подменяли детей женские демонические существа — богинки, мамуны. полуденницы, русалки, дьяволицы, реже такая подмена приписывалась злому духу, лешему, черту, гномам и др. ПОДМЕНЫШ отличался от обычных детей ненормальным рахитичным сложением: непомерно большой головой, огромным вздутым животом, тонкими руками и ногами. Его лицо выглядело уродливым, у него были сильно оттопыренные уши, волосатое тело, вместо ногтей торчали острые когти. Главным признаком того, что на месте своего ребенка оказался подброшенный демонами ПОДМЕНЫШ, был беспрестанный плач, визгливый крик, капризность младенца. ПОДМЕНЫШ страдал отсутствием аппетита или, наоборот, ненасытной прожорливостью. Подрастая, ПОДМЕНЫШ плохо развивался, мало двигался, долго не мог говорить, не умел ходить, отличался хмурым видом и неприветливым нравом, вел себя как недоумок. Такие подкидыши постоянно болели и редко доживали до повзросления, умирая в семилетнем возрасте.
В Вятской губ. верили, что ПОДМЕНЫШ (подкинутый людям лешим) имеет колдовские способности и, если доживает до зрелого возраста, становится очень деятельным человеком, приносит в дом достаток Согласно польским поверьям, иногда за хорошее с ним обращение ПОДМЕНЫШ мог обогатить своих приемных родителей: он исчезал по ночам, а возвращаясь, приносил в дом золотые монеты. Однако в случае плохого обращения (если ему не приготовили любимого блюда), он навсегда исчезал из дома, а накопленное золото превращалось в прах.
Самым надежным способом вернуть себе своего ребенка было битье ПОДМЕНЫША прутом, розгой до тех пор, пока подбросивший его демон не заберет своего уродца, одновременно возвратив матери ее собственного младенца. Такое битье совершалось как магический обряд, который следовало исполнять возле открытой горящей печи, на пороге дома, на мусорной или навозной куче, на мосту, в поле, на меже, на перекрестке. В качестве орудия битья избирали березовую хворостину, прут орешника или такую ветку, которой перед тем побили жабу. Само битье могли осуществлять лишь строго определенные лица (мать похищенного младенца, знахарка, пастух, мальчик, родившийся у незамужней девушки). Известно большое количество западнославянских быличек, повествующих о том, как в момент такого битья внезапно появлялась виновница подмены (богинка, мамуна, чертовка), хватала плачущего ПОДМЕНЫША и возвращала людям их ребенка. Побывавший у нечистой силы младенец длительное время болел, отличался странностями, но, вырастая, поражал всех большими способностями и умом. Знающие люди говорили, что «возвращенного» ждала успешная карьера священнослужителя.
Менее популярным был другой способ избавиться от ПОДМЕНЫША и вернуть себе своего ребенка: надо было сделать вид, что готовишь ему пищу в половинке яичной скорлупы. При виде такой странной «посуды» ПОДМЕНЫШ приходил в крайнее изумление. Не произносивший до того ни слова, он неожиданно для всех говорил, что никогда ничего подобного не видел, после чего исчезал, а на его месте появлялся похищенный ребенок. Ср. Чудо.
Чтобы предотвратить возможную подмену, младенцу на руке завязывали красный шнурок или надевали на него красную шапочку. Старались ни на минуту не оставлять его без присмотра: во время сна ночью мать не решалась повернуться к новорожденному спиной; строго следили, чтобы на его лицо не падал лунный свет; окуривали на ночь колыбель или клали в нее растения-обереги и т.п.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика