Пояс — в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же как и нитка, пряжа, волокно, веревка и даже цепь). ПОЯС как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Белорусы повязывали поясом ребенка сразу после крещения, на Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, «чтобы больше покойников не было»; считалось что подпоясанного человека «бес боится», его не тронет ни домовой, ни леший.
Традиционные восточнославянские пояса из собрания Российского этнографического музея (Санкт-Петербург)
Традиционные восточнославянские пояса из собрания Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Слева направо: пояс мужской (Карпаты, Восточная Галиция, с. Карлова — русины); пояс мужской (Карпаты, Восточная Галиция); пояс женский (Полесье, Минская губ.,
Вместе с тем снятие ПОЯСA означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и т.д. Поэтому ПОЯС снимали при добывании «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота ; этот же прием используют северно-русские девушки для гаданий: перед сном кладут ПОЯС под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха и поезд». Специально вытканный за один день из остатков льна пояс, пo поверью крестьян из Минской губернии, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу мертвых.
С помощью ПОЯСА устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространством, старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс. Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросает свой ПОЯС на печь. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах ПОЯС, чаще красный; его также привязывали к рогам коровы, клали пастухам в сумки и т. д. При покупке скота его вводили в новый дом через ПОЯС. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «Забывай старого хозяина, привыкай к новому!» На Русском Севере накануне первого выгона скота хозяйка плела из трех льняных ниток ПОЯС, нашептывая: «Как этот плетешок плетется. так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся, ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях...» Этот ПОЯС она носила до самого выгона скота, когда снимала его с себя и закапывала у выхода со двора со словами: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держался, так крепко коровка круг двора держись». Расстилая ПОЯС перед порогом хлева или воротами двора, следили, чтобы корова его «не уволокла ногами», поскольку это сулило несчастье по дороге на пастбище.
Магические свойства ПОЯСА, скрепляющего союз молодых, используются в свадебном обряде: ПОЯСОМ обвязывают невесту или жениха и невесту, узел с приданым невесты, пирог для жениха после первой брачной ночи, рюмку или бутылку для жениха и т.д. Впрочем. мощь ПОЯСА могла быть использована в злокозненных действиях на свадьбе. Так, по поверьям поляков и белорусов. с помощью скрученного ПОЯСА ведьма могла «оборотить» весь свадебный поезд в волков.
В славянских верованиях ПОЯС — это источник жизненной силы. Поэтому он часто наделяется оплодотворяющими и оздоровляющими свойствами. У южных славян бездетные женщины в стремлении иметь потомство кладут под подушку ПОЯС священника или носят при себе кусочек такого пояса, опоясываются травами на Юрьев день; распространен и обычай опоясывания церкви ниткой, пряжей и т.п. В Тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика. Она целовала его и дарила «девичь пояс».
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика