Праздники

СЛАВЯНСКИЕ календари известны уже около двух тысяч лет. На одних из них "чертами и резами" воспроизводился весь год, на других— его летняя или зимняя часть, отмечались главные .празднества. древности год начинался 1 марта, когда праздновали Авсень (Овсень, Таусень, Усень). Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков», «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Тем временем, взрослые собирались на пригорках, пели "веснянки", обращаясь к аистам и журавлям: скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко. На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных. И наконец при всеобщем ликовании сжигали чучело Мары— олицетворение смерти и зимы.

Спустя три недели, в день весеннего солнцестояния, справляли веселую разгульную Масляницу. Обычно облачали соломенную куклу в кафтан, надевали шапку, обували лапти и усаживали в большие сани, куда запрягали несколько лошадей. За санями шествовали ряженые, причем девушки были в мужской одежде, а парни— в женской. Объехав всю деревню, направлялись в соседнюю, где буйствовали весь следующий день. А на третий день Масляницу сжигали — с шуточками, непристойными выкриками, бранью и глумлением над раздетым чучелом. В конце недели поминали предков, выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами— то было начало как бы новой жизни, прощание с зимою, подготовка к лету.

Зеленые Святки, или Семик,— праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту "русальную неделю", когда начиналось лето красное, веселье не утихало ночью и днем. "Похороны русалок", "похороны кукушки", "похороны Костромы"— этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища, а само дерево— цветными лентами и полотенцами; иногда березоньку обряжали в платье и водили вокруг нее хороводы.

От Зеленых Святок до праздника Купалы— рукой подать. Купало— божество лета, полевых цветов и плодов. К этому времени все травы набирают целебную и сверхъестественную силу, поэтому в Купальскую ночь и на следующий день следовало запастись лечебным зельем впрок. В ночь на Ивана Купалу искали в лесу заветный цветок папоротника, дабы отыскивать клады. Велик был соблазн разбогатеть в одночасье — но и опасности подстерегали смельчака немалые, ибо Купало — еще и празднество водяных, леших, ведьм, русалок, колдунов.

После дня Перуна (20 июля) следовали праздники урожая: медовый Спас, яблочный Спас, Горохов день, хлебный Спас, овсяница, складчины и братчины — вплоть до Покрова дня (1 октября), когда земля уже покрывалась снегом.

Самый длинный и самый шумный ежегодный праздник на Руси — зимние Святки (с 25 декабря до 6 января). Солнце поворачивало на лето, хотя зима все еще была впереди. Первые шесть вечеров Святок были "святыми", последующие шесть— "страшными", ибо нечисть разного рода пускалась в разгул и всячески вредила людям. На Святках гадали о будущем урожае, о женихах и невестах, о собственной судьбе.

В 1492 г., когда исполнилось семь тысяч лет от мифического сотворения мира. Новый год перенесли на 1 сентября, а позднее— на 1 января. Однако праздники и связанные с ними обряды сохранились на Руси, как и в старину.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика