Рябина— дерево, используемое в магии и народной медицине, главным образом в качестве оберега.
В Новгородской губ., вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой. В Воронежской губ. сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. В 1630 г. некий сын боярский, обвинявшийся в колдовстве. рассказал на следствии, что, идя на свадьбу к своему брату, он сломил по дороге ветку гнилой РЯБИНЫ и сказал. «Как хто пойдет на свадьбу или куды-нибудь и сломит... ветку ребины, и того де человека притка (болезнь) никакая не возьмет».
При различных болезнях человек трижды пролезал сквозь РЯБИНУ, расколотую надвое и связанную по краям. или сквозь рябиновый куст. В Житии Адриана Пошехонского рассказывается. что после мученической смерти святого (1550 г.) его тело закопали на пустоши, где росла РЯБИНА; на это место один раз в году, в Ильинскую пятницу, съезжались из разных городов люди и устраивали ярмарку; сюда же приходили больные — взрослые и дети, которые пролезали сквозь ветки РЯБИНЫ, ища исцеления. На Русском Севере пастух отправлялся в лес и вырывал с корнями три деревца — РЯБИНУ, ель и сосну, расщеплял их до вершины» клал в воротах и по ним первый раз выгонял скот на пастбище весной.
В сборнике заговоров второй четверти 17 в. из Олонецкого края сохранилось несколько текстов, обращенных к РЯБИНЕ. «Заговор от портежа, насылки, переполоха» произносили весной возле РЯБИНЫ, стоящей на муравейнике; можно было также сделать посох из РЯБИНЫ, погрызть его и оставить щепочку во рту за щекой, чтобы не бояться никаких «кудес» (колдовства) во время пути. Заговор от лихорадки произносили у корня РЯБИНЫ, а потом, вырыв ее из земли, клали на постель возле больного человека. В начале заговора «от грыжи младенцу» описаны «две рябины, две кудрявые», растут они на белом камне посреди моря-океана, и между ними висит золотая колыбель с младенцем.
В России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты РЯБИНЫ, использовать РЯБИНУ на дрова, обрывать цветы и даже ягоды РЯБИНЫ. Белорусы Гродненской губ. считали РЯБИНУ мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, тот вскоре умрет сам или же умрет кто-нибудь из его дома. РЯБИНУ нельзя было рубить и потому, что знахари «переносили» болезнь с человека на РЯБИНУ: кто срубит такое дерево, сам заболеет и умрет.
По русским и белорусским поверьям, у того, кто причинит РЯБИНЕ вред, будут болеть зубы. При зубной боли тайно на утренней заре вставали перед РЯБИНОЙ на колени, обнимали и целовали ее и произносили заговор: «Рябина, рябина, возьми мою болезнь, отныне и до веку тебя не буду есть», а потом возвращались домой, не оглядываясь и стараясь ни с кем не встретиться.
Согласно сборнику заговоров 17 в., следовало вынуть сердцевину из РЯБИНЫ, растущей на муравейнике, и сказать: «Болят ли у тебя, рябина, коренье или телеса? Так бы у раба Божия (имярек) зубы не болели вовеки».
В народных песнях, преимущественно лирических, РЯБИНА символически сопоставляется с тоскующей женщиной, а горечь ее ягод ассоциируется с безрадостной жизнью.
Символические функции РЯБИНЫ у русских и белорусов во многом объясняются красным цветом ее ягод. Украинцы и западные славяне приписывали аналогичные функции бузине.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика