Сердце — орган человеческого тела, осмысляемый как средоточие эмоционально-чувственной жизни человека, вместилище любви, тоски, веры, страха Божия и т.д. В фольклоре и верованиях в Сердце  насылают огонь, слова, сухоту, тоску, его рассекают топором, поражают обычной или огненной стрелой, распарывают, вырывают из тела, оковывают железными обручами, запирают на ключ, студят и т.д. В русском фольклоре Сердце  обычно именуется ретивым, т.е. скорым на гнев и др. движения чувства.
По восточно- и западнославянским представлениям, в Сердце локализуется душа; ср. вологодское: «Душа человека помещается в сердце, а исходит изо рта». Впрочем, Сердце иногда противопоставляется душе, например, в пословицах: «Сердце — вещун, а душа — мера», «Сердце душу бережет и душу мутит» . В западно-украинской и польской традициях люди, рожденные с двумя душами или сердцами, наделяются демоническими свойствами. После смерти двоедушника его второе Сердце продолжает биться, и он становится вампиром.
В русских былинах победитель вынимает у своего поверженного противника его Сердце и печень. Южнославянская вештица поедает человеческие сердца; дотрагиваясь чудесной палочкой до груди спящего человека, она вынимает его Сердце и съедает, после чего тело на груди срастается; человек без Сердца в будущем обязательно погибает.
По русским поверьям, чтобы лишить колдуна силы, следовало поднести нож к его Сердцу. В Белорусском Полесье, вернувшись после купальского костра, женщины собирались в чьей-нибудь хате и всю ночь кипятили в воде тряпочку для процеживания молока; верили, что от этого у ведьмы кипит и горит Сердце. По русскому преданию, Степан Разин заключен в горе и обречен на вечные муки: к нему летает змей и сосет его сердце.
Если колдун продолжал ходить после смерти, русские забивали кол из осины ему в спину напротив Сердца. На Карпатах и в Польше разрывали могилу двоедушника, который продолжал вредить после смерти, и Сердце его пробивали липовым или осиновым колом.
В заговорах-присушках восточных и южных славян любовь насылается в Сердце как огонь, отчего Сердце должно гореть, таять или кипеть, например: «Как горит щепка в огне, так бы горело сердце (имярек) по мне (имярек)»; «Коль жарко в сем горне золотом уголье дубовое, толь бы жарко таяло сердце у... рабы (имярек) по мне, рабы (имярек)» (Олонецкая губ., XVII в.); «... так бы обо мне — муже — у красной девицы серцо кипело кровью горечей...» (Пермская губ., нач. XX в.). В заговорах на охлаждение влюбленных, наоборот, ледяной царь студит Сердце. В вятской присушке девушка насылает на мужчину тоску, а потом запирает его Сердце 12-ю ключами и замками: «Заперла его сердце, а ключи взяла к себе» .
В русских духовных стихах в соответствии с Новым Заветом Сердце осмысляется как орган любви к Богу; оно наполнено состраданьем, радостью духовной, умилением и т.п. В причитаниях Сердце испытывает отрицательные эмоции: оно болит, дрожит, крушится, обмирает, пугается, щемит, предчувствует несчастье, ему тяжелешенько, его холодит заботушка.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика