Сеть (мрежа, невод)— предмет, обрядовая функция и символика которого определяются наличием переплетений, ячеек и особенно узлов. Почитание и ритуальное использование СЕТЕЙ известно по древнеславянским источникам с 13 в.
У восточных славян СЕТЬ часто использовалась в свадебном обряде в качестве оберега. На Русском Севере жених и невеста перед венцом опоясывались по голому телу поясом из невода, сеткой с рыбачьих вентерей или мережкою и так ехали к венцу. Аналогично в южнорусских губерниях, «провожая жениха с невестою в храм для венчания, ... молодых перепоясывают по брюху сеточкою, снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не прикоснется». В Тихвинском у. Новгородской губ. нередко весь свадебный поезд опоясывался под рубашкой сеткою. В Олонецкой губ. (Пудожский у.) молодых вели в отдельное помещение или клеть, и когда те подходили к постели, сватья, которая убирала их, валила их спать и связывала им ноги сетью, «чтобы никто не испортил» (по преданию, «если ворог хочет спортить молодых, то ему надо развязать каждый узелок, а у сети узелков много»),— запись 10-х гг. 20 в. Опоясывание сетью в брачном обряде не только предохраняло брачующихся от порчи, но и способствовало деторождению, стимулировало беременность молодой, о чем свидетельствуют обряды опоясывания церквей, икон, крестов, бесплодных женщин и рожениц (см. Пояс).
У южных и западных славян СЕТЬ использовалась в погребальном обряде. На севере Македонии в р-не Скопле ночью умершего покрывают рыбацкой Сетью, чтобы не стал вампиром, «чтобы не утащил с собой кого-нибудь». У кашубов распространено верование, что тот, кто похоронен с СЕТЬЮ, «должен сначала развязать все узлы на СЕТИ, прежде чем вернуться на землю». С такой же мотивировкой пользовались СЕТЬЮ на Русском Севере для избавления от сглаза. На Пинеге при заговаривании «урока» от СЕТИ отрезали кусочек и ссучивали его с конопляным волокном «от себя» (т. е. крутя в обратную сторону) и читали слова:
«Как от сети узла никто не может ни развязать, ни распустить — ни еретик, ни клеветник, ни завидник, так же бы (имярек) никто не мог бы ни испортить, ни изурочить».
В хорватском масленичном обряде по селу ходили группы обнаженных парней, обернутые только в СЕТЬ, несмотря на холодную пору года. И нагота, и СЕТЬ в данном случае являются способом отгона, отталкивания нечистой силы. С этим обрядом перекликается один мотив русской сказки «Мудрая дева» из собрания А.Н. Афанасьева. Царь, обращаясь к мужику, задает деве задачу-загадку: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Мудрая дева-семилетка поутру сбросила с себя всю одежду, надела на голое тело СЕТЬ, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца, приехала во дворец, протянула царю перепелку: «Вот тебе государь, подарочек». Перепелка вспорхнула и улетела.
Иная символика СЕТИ (невода) характерна для славянской книжной, христианской традиции. Она базируется на известном евангельском эпизоде встречи Христа с братьями - рыболовами Симоном, называемым Петром, и Андреем, закидывавшими СЕТЬ в Галилейское озеро. Увидав братьев, Христос сказал: «Идите со мною, и я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставивши сети, последовали за Христом (Мф IV, 18—20; Лк. V, 1—11). Таким образом, если в фольклорной традиции СЕТЬ является предметом - оберегом и выполняет мифологическую функцию отталкивания нечистой силы. то в христианской, книжной традиции это символ силы притягательной, обращающей людей к добру, к правде Божией. В известном инициале новгородской Флоровской псалтыри 14 в., хранящейся в Публичной библиотеке в Петербурге, изображаются два рыбака, держащих СЕТЬ (мрежу), которая внизу завязана узлом и наполнена рыбой. Этот рисунок как бы иллюстрирует евангельский эпизод о братьях-рыбаках, будущих апостолах Петре и Андрее.
Любопытные образцы переплетения христианской и народной символики СЕТИ находим в карпатском обряде и веровании, записанном Иваном Франко. В р-нах Дрогобыча, Стрыя и Коломый женщины, вытаскивая коноплю из воды, одно перевясло бросали по течению воды. Это делалось потому, что «Божья Мать ловит эти перевясла, сушит их, треплет, прядет и из выпряденных ниток делает сети. Перед Страшным судом эти сети она будет три дня забрасывать в пекло: того, кто сравнительно мало грешил, они вытащит из пекла». Аналогичный мотив отмечен на Балканах, в центральной Боснии: Богородица из свечей, зажигаемых за души покойников, плетет большую СЕТЬ и забрасывает ее в ад; в аду тот, кто не очень грешен, хватается за эту СЕТЬ и, таким образом, выбравшись из ада, отправляется в рай.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) вчера в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика