Сирота — воспринимается как лицо социально и ритуально ущербное. Тяжкая участь и беззащитность Сироты, лишенного опекунов и защитников, отмечается в пословицах (например, «Житье сиротам — что гороху при дороге, кто мимо идет, тот и урвет»; «В сиротстве жить — день деньской слезы лить»),  в похоронных плачах и свадебных причитаниях невесты-  Сироты  Заключая брак, жених -  Сирота  обычно «шел в приемыши», т.е. поселялся в доме у тестя и занимал зависимое положение.
Как и нищий, Сирота считался обделенным, лишенным доли, а поэтому не мог участвовать в семейных обрядах, чтобы не распространить свою обездоленность на окружающих и на саму обрядовую ситуацию. Сирота не допускается к участию в свадебном обряде. Например, у болгар в обряде бритья жениха, предваряющем свадебную церемонию, в роли брадобрея не мог выступать Сирота. У сербов муку для свадебного каравая должна просеивать девушка, у которой живы оба родителя. Следили, чтобы мальчик, участвующий в некоторых этапах свадьбы, не был Сиротой. В Болгарии Сирота не могла присутствовать в послеродовом обряде, в котором на третий день после родов чествуют духов судьбы орисниц. Сирота не принимал участия и в некоторых календарных обрядах, исполняемых ради плодородия и правильного течения жизни. В Болгарии в день св. Германа, празднуемого для предотвращения града, куклу, изображавшую Германа, изготавливали в том доме, где живы оба родителя . В Сербии запрещалось Сироте разжигать первый огонь в новом доме.
Сирота, не имея опеки среди людей, получал ее от Бога, забравшего у него родителей, но за это предоставившего Сироте свое особое покровительство (ср. пословицы: «За сирого и вдового сам Бог на страже стоит», «Дал Господь сиротинке роток — даст и хлеба кусок», «За сиротою сам Бог с калитою» ). Имея покровительство в сакральном мире, Сирота мог обращаться туда за помощью. В частности, невеста - Сирота перед венчанием приходит на могилу своих умерших родителей, чтобы попросить у них благословения и опеки. Сирота, как и нищий, имел статус посредника между миром людей и «иным» миром. Слово Сироты, как и слово нищего, быстрее доходит до Бога. Поэтому помощь, оказываемая Сиротам, считалась богоугодным делом и уравнивалась в глазах общества с помощью вдове, подаянием нищему, деньгами, отдаваемыми на церковь, и осмыслялась как Божья доля, которая должна была обеспечить дающему после смерти прощение грехов и достойное существование в загробном мире, а при жизни — удачу в делах. Например, при засеве земледелец просил Бога уродить хлеба «на всякую долю, на нищую долю, на сиротскую долю...»
Связь с миром предков повышала ритуальный статус Сироты, и определяла его участие в обрядах. В Болгарии в день св. Лазаря во время ритуального обхода девушками - лазарками, просят девочку - Сироту покружиться с куклой Лазаря, чтобы велись пчелы, ягнята и телята. В сербском и болгарском обрядах вызывания дождя девочку - Сироту, называемую пеперудой или додолой, украшают зеленым ветками и водят по селу.
Предвестием сиротства в сновидениях считался сон о роящихся пчелах.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика