Воля — одно из важных понятий в народной культуре. В фольклорных текстах и обрядах мотив Воли выступает чаще всего применительно к девушке и невесте и связывается с личной свободой — выбором судьбы (доли), брачным выбором. Помимо этого ВОЛЯ для девушки — это жизнь с родителями, в противоположность жизни под властью мужа, и свобода от брачных уз, т.е. девичество, свободная девичья жизнь до брака. Неограниченная ВОЛЯ как личная свобода человека часто оценивается негативно. Говорят: “Своя воля страшнее неволи”, “Воля губит, неволя изводит”, “Боле воли — хуже доля”.
В различных фольклорных текстах ВОЛЯ сочетается или сближается по смыслу с понятием доли, судьбы, участи. Ср. поговорки: “Своя воля, своя и доля”, “Ваша воля — наша доля”, “Наша доля — Божья воля”, “Волька моя, волюшка, горькая долюшка”. Мотив ВОЛИ в похоронных причитаниях связан с волеизъявлением, пожеланием умершего, например: “Прилетай ко мне хоть кукушечкой, прокукуй мне свою волюшку”.
Значение Воли как свободы брачного выбора, желания или нежелания выйти замуж выступает в свадебных и лирических песнях. Например, в польской песне девушка выражает нежелание замужества словами: “Не хочу, нет у меня такой воли”. В Словакии невеста, вступая в дом мужа, объясняет расставание со своей свободой и выход замуж не своей, а божьей ВОЛЕЙ. В частушках “волей” называют милого любимого. На ВОЛЮ как желание человека, свободу выбора можно воздействовать магическими средствами. На этом основана любовная магия, цель которой — заставить полюбить против ВОЛИ.
ВОЛЯ связана со свободной девичьей жизнью до брака. “Куда мне девать волю вольную / Да мое чесно девичество”,— причитает невеста. Самовольный выход девушки замуж без согласия родителей расценивался как “снятие воли” дочерью. ВОЛЯ в девичестве противопоставляется неволе в замужестве: “Девки у голубя пытали: / — Скажи, голубь, скажи, сизый,/ Кому воля, кому нет./ — Девкам воля, бабам — нет”; “Обневолили родители / Вольну волюшку в неволюшку”, “Чаму жоначку не б’еш,/ Нашто волю даеш?”. Замужество невесты воспринимается как переход или продажа в неволю (о невесте говорят: “из воли выходит в неволю”), лишение ВОЛИ (разлучение с ней, отнимание, срывание, разорение, снятие ее, оставление подругам, отдача жениху, потеря), пропивание ее (“Да пропивают мою волюшку / Да на чужу-то на сторонушку”).
В свадебном обряде известны ритуальные действия, направленные на обладание ВОЛЕЙ — властью одного из супругов над другим. Так, жених старается сесть на край шубы невесты, чтобы “волю ее прижать”. Невеста выливает ему на ноги воду, которой она умывалась, приговаривая: “Твоя вода, а мне взять с тебя волю!” (т.е. тебе вода, а мне взамен дашь ВОЛЮ). По пути от венчания невеста спрашивает жениха, чье поле они проезжают, и, получив ответ “поле наше”, тихо говорит: “Поле-то ваше, да воля-то будет наша”.
Мотив ВОЛИ как свободной девичьей жизни до брака приобретает наиболее разнообразные формы в свадебном обряде и свадебном фольклоре западной зоны Русского Севера, где он взаимодействует в смысловом отношении с аналогичным мотивом “девичьей красоты”. Оба они выступают в качестве символа девичества.
Образ “воли вольной” может соотноситься с растительным миром: ВОЛЮ сеют, зарывают под яблоней, отпускают в поле, в осинник, она заблудилась в темных лесах, в частой траве, загулялась в чистых полях, в саду, в винограде, в шелковой траве, она садится на березу, а девушки ломают ВОЛЮ, когда делают венки. Невеста отдает ВОЛЮ “к красну солнышку в беседушку, к светлу месяцу на думушку, к зорям на свиданьице”, “к звездам на поминаньице, ко лунам на нотешаньице”.
   Девичья Воля
ВОЛЯ наделяется зооморфными свойствами: ее запрягают, она бежит лисицею, куницею, имеет крылья, улетает от невесты птицей, садится утушкой на заводи, плавает рыбкой в озере, а жених ее вылавливает; во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. ВОЛЯ предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается. Однако повсеместно наиболее устойчива в поэтических текстах связь ВОЛИ с головой и волосами на голове, чаше всего с косой: “пропивайте мою волюшку со моей буйной головушки”, “моя волюшка с головушки скатилась”, “покроют головушку, снимут с меня волюшку”, “паколь волюшка твоя, нерасплетена коса” и т.п.
“Воля” в севернорусском свадебном обряде — это следующие атрибуты невесты: ее коса; лента в косе; бант или лента на голове; головной убор в виде широкой ленты; повязка, перевязка; волосник; небольшой повойник; круглый головной убор, украшенный бусами; корона; кокошник. “Волей” может быть и елочка, обычно украшенная лентами, — также атрибут невесты и символ девичества. Эти предметы используются в обряде прощания невесты с девичеством, который называется “отдавать, сдавать, отнимать, отпускать, снимать, жечь или гасить волю”. Невесте расплетают косу, нередко силой вырывают ее из рук (часто это делает ее брат), выплетают ленту из косы, срывают бант с головы, отнимают и раздают выплетенные ленты, сама невеста снимает и отдает ленту брату или подругам, снимает с головы перевязку и дарит сестре или подруге. Когда топят баню для невесты, разводят костер — “жгут волю невесты”. Во время “просватанья” невеста подходит к иконам и гасит свечку — добровольно “гасит волю”.
Ритуал прощания с ВОЛЕЙ сопровождается причитаниями, в которых невеста оплакивает девичество. Это причитание также называется “волей”. Олицетворением Воли может быть и девушка. На девичнике невеста выбирает из подруг “волю”, угощает ее, одаривает полотенцем, сажает за стол и “причитает” ей, а “воля” ей “отпричитывает”. Наконец, Воля может обозначать еще и девственность, невинность, девичью честь, например, девушке наказывают: “Воли не теряй, ты девушка”.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) вчера в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика