Волосы — в народных представлениях средоточие жизненных сил человека. В магии отрезанные Волосы (как и ногти, нот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. Нередко отрезанные Волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы “на том свете дать отчет за каждый волос” (вост.-слав.). Словенцы верили, что с Волосами и бородой можно отнять у человека силу и здоровье, а манипулируя Волосами, даже сделать старика молодым и, наоборот, обратить молодого в старика.

Волосы (как и шерсть) символизируют множество, богатство, изобилие и счастье. Русские во Владимирской губернии первое яйцо, снесенное молодой курицей, катали трижды на голове старшего ребенка, приговаривая: “Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!”; македонцы в Охриде, продав скотину, чесали деньгами свою бороду, заклиная: “Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия”. Сербы касались монетой Волос на голове и в бороде, “чтобы такими же были и всходы, и урожай”. В западной Сербии (Каблар), подстригая детей, оставляли прядь Волос. на голове, “чтобы осталось счастье”. Поляки в районе Жешова в Сочельник взъерошивали Волосы, повторяя: “Вяжись, жито, вяжись!” Словенцы в день св. Барбары приходили в дом и желали хозяину столько телят, свиней. жеребят, возов репы и т. п., сколько на голове Волос. Женщины на Смоленщине в Юрьев день срывали друг у друга в поле платки с головы и дергали за Волосы, “чтобы у хозяина жито было густое и рослое, как Волосы”; девушки в юго-западной Сербии и македонки в районе Скопля в Юрьев день расчесывали Волосы в ржаном поле, “чтобы иметь Волосы густые, как рожь, и быть здоровыми”.

Расчесывание Волос ограничено целым рядом запретов. Сербки причесывались в понедельник, вторник и четверг, а украинки во вторник, четверг и субботу. На Полтавщине говорили, что “у среды сорок дочек, и каждая может вырвать по волоску, оборвав все волосы”, поэтому не чешут Волос в среду. На Черниговщине полагали, что Волосы женщин, причесывающихся в среду и пятницу, разлетаются по 12 дворам, отчего возникает болезнь “волос”. Строгий запрет касался пятницы: его соблюдали многие славяне, прежде всего — русские. Сербы не расчесывали Волосы в этот день, “чтобы волки не резали скот”. В Сербии (Шумадия, Поморавье) не чесали Волос во время похорон, “чтобы не болела голова и не выпадали Волосы”. Кашубы и поляки - гурали не причесывали ребенка до года, “чтобы ребенок не был несчастным”.

В то же время в некоторые праздники расчесывание Волос считалось обязательным. Так, на Витебщине пожилые крестьянки расчесывали Волосы на Пасху, “чтобы у них было столько внуков, сколько Волос на голове”; молодые сербки-боснийки на Юрьев день рано утром расчесывали свои Волосы, положив под ноги веревку и валек для стирки, “чтобы Волосы у них были толстые, как веревка”. В Чайничах около Сараева к этому добавляли ветку молодой вербы или просто лазили на вербу. См. также Гребень.

Волосы, выпавшие при расчесывании, нельзя было бросать: ведьмы могли из Волос сделать “завой” с наговором (Чернигов.), вихрь мог подхватить, злой человек — наслать порчу и т.п., поэтому Волосы затыкали в щели, зарывали в землю, закапывали на перекрестке; клали под камень, сжигали. Сжигались, однако, не повсеместно, часто на это налагался запрет. Полагали также, что если Волосы оставлять на полу, выметать их и топтать, будет болеть голова, появятся ревматизм, “волос” и др. болезни.

Опасаясь выпадения Волос, македонцы не пили воды с распущенными волосами. Мытье Волос предусматривало сходные ограничения.

Стрижка Волос регламентировалась в зависимости от возраста, пола и времени стрижки — дней недели и лунных фаз. Так, у гуцулов нельзя было стричь Волосы во вторник и пятницу, а у кашубов и поляков в день Ивана Головосека, “чтобы не пресекался рост Волос”. Почти повсеместно ребенка не стригли до года. Для первой стрижки у восточных славян выбирали новолуние, “чтобы Волосы быстрее росли”, у болгар, лужичан -- полнолуние, “чтобы на голове было полно Волос”. У русских и белорусов запрет стричь младенца до года мотивировался боязнью “отрезать язык” ребенку, т. е. приостановить развитие речи. Словенцы в некоторых местах не стригли детей до семи лет, “чтобы не состричь их ума”. На Украине и в Белоруссии существовал запрет на стрижку пастуха с Юрьева дня до Кузьмы и Демьяна. Нарушение запрета вело к болезни скота, к плохому отелу коров, к нападению волков на овец.

Состриженные Волосы, как и выпавшие, не бросали, а зарывали в землю, клали под камень, прятали от птиц, относили к плодовому дереву или клали на вербу, чтобы Волосы, оставшиеся на голове, быстро “росли, как верба”, зарывали в муравейник (болгары), засовывали за плетень (украинцы). В Словении состриженные Волосы бросали в огонь, “чтобы огонь укрепил рост Волос”. В восточном Полесье состриженные девичьи Волосы бросали в быструю воду, “чтобы Волосы росли быстро и густо”.

Стимулирование роста Волос магическим способом проводилось обычно в определенные дни и было делом типично женским. Сербки клали выпавшие Волосы в обувь под каблук, “чтобы Волосы были длиной до пят” (Каблар). Чтобы Волосы ребенка были длинными, их после первой стрижки клали под конек дома или за потолочную балку (Лика, хорв.). В Пиринском крае накануне дня Сорока мучеников женщины замачивали в воде 39 прутиков винограда, а после мыли Волосы этой водой, “чтобы они были длинней”. Словацкие девушки, чтобы иметь длинные, густые Волосы, расчесывали их в Страстной четверг под вербой и пели: “Верба, верба. дай мне Волосы длиной в три пояса!” Тот же ритуал в Святой вечер совершали украинки (Маковица в вост. Словакии). На Рождество в сербской Герцеговине расчесывали Волосы, сидя на бадняке. Девушки-болгарки из Пловдивского края при виде радуги кричали: “Радуга пьет воду из моря, мои волосы пусть будут до пят”.

Врачевание и магическое использование Волос демонстрирует веру в особую силу Волос, способную наряду с другими магическими действиями (сжигание, окуривание, закапывание в землю и т.п.) предохранять людей от болезней или изгонять их. Так. у сербов женщина, у которой умирали дети, должна была во время беременности собирать свои Волосы, чтобы, как только родится ребенок, рассыпать их вокруг новорожденного, поджечь и тем самым сохранить жизнь своего младенца. Срезанные пряди Волос у больных лихорадкой, сухоткой, грыжей или страдающих от сглаза и испуга для их излечения забивали в дверную притолоку осиновыми колышками, закладывали в дупло осины и т.п.

При помощи Волос можно извести человека, передать болезнь здоровому, либо произвести наговор над Волосы здорового. В Словакии Волосы здорового человека закапывали на кладбище и тем самым наводили на него болезнь. Хорватские девушки верили, что они смогут приворожить молодых людей, если незаметно подложат свои Волосы в пищу их избранников.

В Моравской Словакии, наоборот, парни стремились очаровать девушек тем, что три волоса избранницы закручивали колечком и носили их за пазухой. Сербы в Лесковацкой Мораве, уходя на войну, в качестве талисмана от пули и штыка вшивали в мундир ногти и Волосы с головы внебрачного ребенка. В сев.-вост. Сербии для того, чтобы покойник не стал вампиром, нагая женщина кадила очесами конопли Волосы покойника: пепел, остатки конопли и Волосы клали в гроб.

При обряде крестин Волосы выстригались, а по закатанным в воск и брошенным в купель Волосам гадали о судьбе новорожденного: закружится комочек — “к житью”, пойдет ко дну — “не к житью” (в.- слав.).

В свадебном обряде совершались многочисленные ритуалы с Волосами невесты и жениха. На Виленщине белорусы сажали жениха “на посад” (дежу) и крестообразно подрезали и подпаливали ему Волосы на голове, а в районе Новогрудка посаженая мать брала несколько Волос с головы жениха и невесты, спутывала их в пучок и сжигала, чтобы “элучить” (соединить) молодых. В погребальном обряде Волосы расплетали и распускали в знак траура.

Непокрытые женские Волосы, по народным представлениям, могут принести вред людям, хозяйству, урожаю и т.п. На Русском Севере (Череповец, уезд) замужней женщине нельзя было выходить во двор без платка на голове — “дворовый за Волосы исташит”. На Полтавшине говорили, что “солнце плачет”, когда баба “светит волосом”, т.е. ходит с непокрытой головой. Поляки-гурали считали, что простоволосую женщину волк съест. Русские запрещали ходить женщинам с растрепанными Волосани (и с подоткнутым подолом) во время грозы —громом убьет. Болгары в Родопах в зоне Златограда верили, что Волосы женщины, ходившей с непокрытой головой, после ее смерти превращаются в змей. Вместе с тем на Витебщине белоруски распускали и открывали Волосы, когда мяли лен, “чтобы он был волокнистым и мягким”. При ритуальной наготе Волосы должны быть распущенными, непокрытыми. Распущенные Волосы считались также характерным признаком женских персонажей нечистой силы — русалок, вил, самовил, ведьм, чумы и пр. В быличках русалки и др. женские духи-обитатели вод обычно в лунные ночи сидели на берегу на камне или на дереве и расчесывали свои распущенные Волосы.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика