Волосыни — у русских мифологизированный образ созвездия Плеяд. Волосыни упоминаются уже у Афанасия Никитина (15 в.): “На Великий же день Волосыни да Кола в зорю вошли, а Лось головою стоит на восток” (Кола — Б. Медведица, представляемая в виде повозки, а Лось — архаичное название Полярной звезды). Характерно, что в русских средневековых астрологических текстах семь планет, оказывающих влияние на судьбу людей, называются рожаницами (ср. мифологические женские персонажи того же наименования) и, следовательно, связываются с Родом, подобно тому как Волосыни, в конечном счете, связаны с другой (территориальной) формой объединения людей — волостью.
Созвесдие Плеяды (Волосыни)

Название Плеяд “Волосыни” соотносимо с культом Волоса - Велеса, который на севере Руси и в Поволжье соединился с культом медведя (“волосатого”, в табуистическом обозначении): сияние Волосынь. предвещает удачу в охоте на медведя. В день св. Власия (сменившего Велеса — дохристианского покровителя животных) в Тульской губернии совершался ритуал окликания звезды: когда на небе появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить “огнем негасимым белояровых овец”, умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звезд на небе).

Позднее название “Волосыни” переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельскии Бабы и т. п. (ср.сербско-хорв. Влашичи — “Плеяды”, болг. власците — “Орион”, “Плеяды”, власите — “Орион” и т. п.). В ряде этих названии, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, “Плеяды”); образ волос неизменно связывается с этим мотивом: ср. укр. “Волосом свiтити” — “быть девицей”, “Волосом засвiтила” (о замужней женщине) и т.п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; “непетый волос” (о девице), “петый волос” (о замужней женщине) и т. п.

В день св. Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы прогнать коровью смерть: для этого же “зорнили пряжу”, т. е. выносили ее “на три зори”).

Все эти мотивы — звезды, зори, наказание женщины, пряжа (“волос”), скот и т.п.— отсылают к мифам и легендам, известным в разных традициях, о превращении женщины в звезду или женщин (напр., сестер) — в созвездие, как результат спасения их от преследования или в наказание за вину. В этом контексте Волосыни— небесное созвездие — могло пониматься и как образ небесного стада (напр., коров; ср. “власьевна” как обозначение коровы или обозначение в загадках звезд через стадо, прежде всего коров), пасомого Солнцем или Месяцем, и как астрализованный образ женщины. В последнем случае Волосыни могут толковаться как жены Волоса: Волос — Волосыни (или Волосыня), подобно Перун - Перынь (Перыня), жена Громовержца, имя которой образовано с помощью того же суффикса — ,,-ыня". Образ Волосынь связан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе); ср. в русской традиции елёсиха (мужской образ ёлс), македонскую самовилу Веду. Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, и образ Волосынь, хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для Волосынь может быть реконструирована функция связи с миром усопших душ.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика