Встреча— в славянских верованиях проявление судьбы. Связывается с обозначением счастья, доли, что отражено в современных южнославянских языках. Так, например, сербы говорят: “Счастья не обретешь, если не встретишь”. Известны и русские поговорки типа: “Быть бы худу, да подкрасила (поправила) встреча”. Впрочем, Встреча может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, причем последнее часто объясняется действием нечистой силы. Так, известны демоны, которые причиняют вред встреченным на дороге людям: в Вологодской области — это “стрешник”, наносящий путникам травмы, в Саратовской — “встрешный”, избивающий пьяных и злых, и т.п. Поверье о Встрече со смертью в Поволжье связывают с праздником Сретение, когда отправление в путь сулит человеку гибель.

Очень часто знак судьбы воплощает первый встречный, поэтому с ним сопряжены многочисленные календарные приметы, предопределяющие события следующего года: поляки Силезии считают, что счастье приносит первая Встреча на Новый год с молодой особой, в Подгалье опасаются ранней Встречи на Рождество с человеком в кожухе, думая, что можно получить впоследствии язвы, и т.д. Для поверий о судьбе новорожденного характерно представление о том, что первый встречный принесет ему счастье. Широко распространен обычай выходить на дорогу, перекресток, к церкви, что попросить в кумовья первого встречного: тогда в семье не будут умирать дети.

Случайные Встречи с различными людьми, животными и обрядовыми процессиями (похороны, свадьбы) представляют собой “добрые” и “недобрые” для человека знаки. Традиционным является поверье о Встрече человеком, несущим (везущим) что-либо полное или пустое: так, полные ведра, сосуд, корзина, воз, узлы, мешки и т. п. означают успех, удачу, а порожний воз, сосуд и др. - несчастье, неудачу, особенно — для охотников, рыболовов. Встреча с мужчиной сулит успех всем, кто отправляется по делу, Встреча с женщиной наоборот,— невезение. Белорусы и поляки после Встречи с женщиной не начинают никакой работы, весь день считается испорченным. Охотники и рыбаки стараются с ней не разговаривать и даже возвращаются домой. Особенно опасной у многих славянских народов считалась Встреча со старой женщиной; ей приписывали способность “сглазить”, испортить предстоящее дело. У русских как плохое предзнаменование расценивалась также Встреча с кривым, калекой, у поляков — с рыжим, горбатым; с человеком, несущим топор или что-либо режущее, поскольку это предвещало травмы. У всех славян негативно оценивалась Встреча с христианским священником или монахом: чтобы избежать плохих последствий, следовало вернуться домой или продолжить путь, но этом плюнуть; сделать пальцами рога, показав в сторону от себя; бросить вслед священнику соломинку, шпильку, булавку и т. п. Практически у всех славян счастливой считается Встреча с инородцем: евреем, цыганом, группой цыган и даже — со старой цыганкой.

Определенные правила общения соблюдаются при доброжелательных отношениях двух повстречавшихся людей. Наиболее распространен запрет раскрывать цели предстоящего дела, как и задавать вопрос: “Куда идешь?” и т.п. Обычно Встреча сопровождается приветствием или благопожеланием без упоминания о предмете, к которому оно относится. В дальнейшем разговоре также избегают темы, касающейся охоты, рыбной ловли, судебного разбирательства и т.д.

При осуществлении магических действий часто предписывается запрет на Встречи. Так, в Закарпатье обряд сбора трав для любовной магии требует, чтобы при возвращении девушки домой ее никто не встретил. Аналогичные предписания соблюдаются при сборе трав и прочих компонентов для лечебной магии.

Встреча рассматривалась как знак судьбы в гаданиях, главным образом о замужестве. В них загадывалось имя встречного, его социальное положение, внешность, особенности характера и т.п. В Полесье, например, девушки на Рождество выбегали с первым блином на улицу и, встретив парня, спрашивали его имя, узнавая таким образом и имя будущего мужа

При выносе покойника из дома родственники берут с собой пшеничный пирог или кусок холста, в который завернута восковая свеча и монета. Эти предметы называются “встречник”, “перва встреча”, “стрешник”, “подорожна”; их дарят первому встречному, например, для того, чтобы покойному простился его первый тяжкий грех. Получивший “перву встречу” считается счастливым: на “том свете” его будет первым встречать покойный, загораживая от “плохих путей” и постилая холст на пути к местам блаженства.

При Встрече участников обрядовой процессии с человеком посторонним часто совершаются действия, которые подчеркивают могущество наделенных “сверхъестественными” свойствами исполнителей ритуала (например, ряженых) и непричастность к ним обычного прохожего. В этом случае ритуальные действия состояли в “приобщении” встречных к происходящему, часто в принудительном порядке: в Рязанской губернии в последний день масленицы ряженые “горбуны” гнали всех встречных плетьми домой готовить к весне соху; в Болгарии девушки — “пеперуги”, призванные обеспечить дождь, окатывали каждого встречного водой и т. д. Человек или животное рассматривались и как враждебная сторона на пути группы, например, при опахивании. Если участники обхода встречали на своем пути живое существо, то разрывали его на части, а человека избивали до полусмерти. Таким образом уничтожалась встреченная ими “коровья смерть”, т.е. эпидемия.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика