Замок — предмет, используемый для зашиты от вредоносного воздействия внешней среды. В качестве оберега 3АМОК фигурирует в егорьевских и  свадебных обрядах, при эпидемиях и эпизоотиях, при похоронах и сокрытии  клада.
На Украине при похоронах умершего ребенка клали ему на грудь запертый 3АМОК, чтобы не умирали другие дети. Замки находят иногда в погребальных курганах. И в 19 в., чтобы смерть не могла вернуться в дом, кидали при погребении замки в могилы. При эпизоотии над губами павшей скотины запирали 3АМОК, а потом зарывали его в яму вместе с животным.
Во время первого выгона скота, хозяин гнал животных через ворота, в которых был заранее положен запертый 3АМОК; порой он сочетался с другими ритуальными предметами (пояс, яйцо, сковородник и др.), а иногда пояс или сковородник запирали на 3АМОК. В Смоленской губернии клали в воротах 3АМОК и ключ, чтобы волчья пасть запиралась так же крепко, как 3АМОК на ключ запирается. 3АМОК часто фигурировал и среди тех предметов, с которыми пастух обходил стадо в Юрьев день, чтобы дикие звери не трогали его в течение лета
На свадебном сговоре клали 3АМОК под порог и запирали сразу после прихода в дом жениха, а потом кидали в реку, чтобы брак был крепким. Замки и ключи обнаружены в древнерусских кладах 11—13 вв., что по-видимому, отражает практику ритуального запирания клада от похитителей.
3АМОК осмысляется также как эротический символ и своего рода “антисвятыня” (“замком” называют порой женский половой орган, о месячных девушки говорят “замки ослабели” и т.п.). Грызут, целуют 3АМОК, дотрагиваются до него во время совершения обрядов, связанных с идеей сексуальности или кощунственного, ведовского поведения. “Мне беременеть, тебе прихоти носить”,— говорила на Смоленщине невеста, грызя церковный 3АМОК, когда входила в церковь для свершения обряда венчания.
Мотив запирания 3АМКА в заговорах непосредственно вытекает из его роли в обрядах охранительной магии. Характерны т.н. “закрепки” заговоров типа: “Земля — 3АМОК, ключ — небо”; “... а к этому моему слову небо и земля — ключ и 3АМОК; аминь”, “Ключ да 3АМОК, аминь”. Такие закрепки, как и образ железной либо каменной стены до неба, воплощают идею космического брака Неба и Земли. Бросание 3АМКА в морскую пучину, в огненную реку, а также разлучение ключа и 3АМКА должны придать заговору особую действенность н незыблемость: “...3АМОК в небе, а ключ в море; заткнул и ключ в воду бросил!” Рекомендация замкнуть 3АМОК, а ключ утопить в воде встречается и в магических действиях.
В некоторых случаях закрепка заговора перерастает в формулу невозможного, например: “К этому моему слову ключ и 3АМОК отношу я к Окиян - морю; есть на Окиян - море остров велик, на берегу лежит бел камень Алатырь; под камнем стоит живая щука, пожрет тот мой ключ и 3АМОК. Кто кругом Окиян - моря обойдет, кто около Окиян - моря песок вызоблет, кто из Окиян - моря воду выпьет, кто ту живую щуку добудет, ключ и 3АМОК мой достанет,— тот мой промысел мои попортит” Образ 3АМКА в заговорах близок образу камня, ср.: “К тем моим словам небо и земля, ключ и камень”.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика