Жертва, жертвоприношение — в дохристианской традиции один из главных религиозных обрядов. Религиозным культом руководили жрецы , название которых в русском языке родственно слову “жертва”. В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа. Так, арабский автор Ибн-Фадлан описывал в начале 10 в. похороны знатного руса, на которых приносили в ЖЕРТВУ кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу. О принесении в ЖЕРТВУ наложницы или вдовы на похоронах мужа у русов и славян сообщают и другие средневековые авторы. Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв. Людей, согласно средневековым русским источникам (К: ПВЛ), приносили в ЖЕРТВУ Перуну в Киеве: в 983 г. жребий, указывающий на ЖЕРТВУ, пал на сына варяга - христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками. Так же по жребию приносили в ЖЕРТВУ христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припекале и другим богам. Немецкий хронист Гельмольд рассказывал о мученической смерти епископа Иоанна в земле балтийских славян в 1066 г.: захваченного в плен епископа язычники водили по своим городам, избивая его и издеваясь над ним, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же, воткнув на копье, принесли в жертву богу Редегасту  в своем культовом центре Ретре.
Ритуальное расчленение ЖЕРТВЫ — характерный обряд, символика которого связана, в частности, с актом сотворения мира: ср. мотив русского стиха о Голубиной книге, где из тела первосущества (Бога, Адама) творится весь мир — солнце из лица Божьего, месяц — от груди, сословия — из частей тела Адама и т.д.
Космогоническому акту близка по символике и строительная ЖЕРТВА, необходимая для успешного завершения строительства дома, крепости, города и т. п. В сербской балладе о строительстве Скадра три брата строят крепость, но ее все время разрушает вила; необходима строительная жертва — близнецы, брат и сестра с одинаковыми именами; посланные за ними не находят близнецов, и вила требует в ЖЕРТВУ жену одного из братьев - строителей: ту замуровывают в башню, оставив лишь отверстие, чтобы она могла кормить грудью младенца - сына.
Обычно в качестве строительной ЖЕРТВЫ использовали череп лошади, который закладывали под фундамент дома (находки таких черепов известны в средневековом Новгороде), а также петуха и курицу, которых резали при строительстве жилища: ср. также “конька” или “курицу” — названия конструктивных деталей крыши традиционной русской избы. При этом сам дом представляется в славянской традиции антропоморфным : ср. “лицо” как обозначение фасада, “окно” (око) и т. д. Человек, конь и птица воплощали в традиционной картине мира образ мирового дерева, центра мира и космической оси: на ЖЕРТВЕ, принесенной у основания (корней) мирового дерева, стоит весь мир. Ср. мотивы апокрифов об Адаме, погребенном на Голгофе: из его головы вырастает кипарисовое дерево, из того, в свою очередь, делают крестное дерево, на кресте приносится искупительная жертва Христа.
Дерево, особенно почитаемое и стоящее у воды (источника), — обычное место для жертвоприношении: уже в 10 в. византийский император Константин Багрянородный описывал жертвоприношения руси на острове св. Григория (Хортица) в устье Днепра, где рос огромный дуб, — вокруг дуба втыкали стрелы и приносили в ЖЕРТВУ петухов, кусочки хлеба, мясо и т.п. Эти жертвы приносились русью ради успешного плавания по пути из варяг в греки. Под деревом дружка рубил голову петуху во время свадьбы у чехов. Жертвенной кровью петуха он окроплял присутствующих (традиционная ЖЕРТВА и ритуальное блюдо на свадьбе всех славян). В Болгарии на Юрьев день приносили в ЖЕРТВУ св. Георгию — покровителю скота первого родившегося в отаре ягненка, которого закалывали под фруктовым деревом или в наиболее священных частях жилища - у очага восточной стены. Для жертвоприношения выбирали, как правило, белого ягненка, на голову которого надевали венок, на правом рожке закрепляли свечу, старший в доме мужчина окуривал ЖЕРТВУ ладаном и закалывал: кровью мазали лбы детям чтобы они были здоровы, кровь использовали в качестве лекарства и т.п. Мясо ЖЕРТВЫ съедали на общей трапезе, кости зарывали в муравейник, чтобы овцы плодились, как муравьи. Сходные обряды существовали и у других южных славян.
Кровавые жертвы приносили в славянской традиции во время главных календарных праздников: на Рождество у южных славян резали овец, кур на пороге дома или на рождественском полене— бадняке. Бадняк поливали также святой водой, вином, сыпали на него зерно. Мясо ЖЕРТВЫ съедали во время рождественской трапезы (голову оставляли к новогоднему столу). Рогом жертвенного животного ударяли по фруктовым деревьям с приговором— “я тебя рогом, ты меня урожаем”. Ср. рус. обычай жертвоприношения кесаретского поросенка на «свиной праздник» — Василия Кесарийского (1 января) и т.п.
Летние праздники — Петров день, Ильин день — также сопровождались закланием жертвенных животных — быков (волов), баранов, петухов — и общей обрядовой трапезой как у южных, так и у восточных славян, в том числе на Русском Севере, где такое жертвоприношение называлось “мольба”, “жертва”, “братчина”. Обещанный на заклание (“обетный”) скот окрестные крестьяне пригоняли к церкви на праздник, священник благословлял его, мясо варили в котлах и съедали, раздавали богомольцам и т.п. На Русском Севере существуют архаичные предания о коровах, некогда выходивших из воды (озера), чтобы быть принесенными в ЖЕРТВУ, об оленях, выходивших для этого из леса. и т.п.; но люди, приносившие ЖЕРТВУ, были жадны и забивали слишком много животных, поэтому они перестали появляться. Жертвенными животными Ильи-пророка — громовержца в народной традиции — считаются баран или бык (“Ильинский бык”): по данным византийского историка 6 в. Прокопия Кесарийского славяне приносили в ЖЕРТВУ верховному божеству, создателю молний, быков и др. животных. Жертвоприношение в Ильин день должно было избавить от дождей и гроз, обеспечить урожай и т.п. По другой русской традиции бык считался жертвенным животным Миколы, наиболее почитаемого русскими святого Николая: ср. поговорку — “Бык Миколе, а баран Илье”. Хтонических существ — лягушку, ужа убивали при засухе, чтобы вызвать дождь.
Бескровные жертвы — зерно, еду, питье, ткани и др. “обетные” предметы — приносились славянами в священных урочищах, у деревьев и источников и т.п. Так. у черногорцев кашу, сваренную из зерен разных злаков и плодов (варицу) бросали в день св. Варвары (4-ХII) в источник с приговором: “Мы тебе варицу а ты нам водичку, ягнят, козлят” и т.д.
Характерны также мелкие приношения духам — демонам, нечистой силе, покойникам; так, лешему оставляли яйцо в лесу на перекрестке дорог, чтобы он вернул заблудившуюся корову, водяным приносили ЖЕРТВУ при строительстве мельницы, остриженные волосы (и ногти) затыкали в щели дома в ЖЕРТВУ домовому и т.п. В жертву животным, наделенным демоническими чертами, приносили ритуальные предметы: возле норы ласки клали веретено и пряжу, волку несли в церковь лен и коноплю; последние колосья оставляют мышам и птицам, чтобы они не трогали урожая, и т.п. Напротив, скот, ставший добычей волков, воспринимается как Жертва, предназначенная Богом (ю.-слав бел.), Егорием (рус.), Николаем (пол.) и т.п.
Жертвоприношение призвано было обеспечить нормальные взаимоотношения (взаимообмен) с миром сверхъестественного, “тем светом”, языческими богами и христианскими святыми, обновить и упрочить мироздание в целом.
Комментарии (0)
Новые комментарии
Программа 5+1 от 30 ноября 2016
Екатерина-Килька-FM)) 2 декабря 2016 в 13:05
Наши аккаунты на других ресурсах
Добавляйся в друзья
или подписчики !!!
Будь в курсе наших новостей

Быстрая навигация по свежим материалам Неформатки

  аудит работоспособности сайта     Яндекс.Метрика